СюжетыОбщество

БРОНЗОВЫЙ КРУГ, НЕБО ВОКРУГ

СЮЖЕТЫ

Этот материал вышел в номере № 86 от 22 Ноября 2004 г.
Читать
Заметив на бульваре Радищева в городе Твери камень с надписью, что здесь будет установлен памятник Михаилу Кругу, я сначала не поверила. Памятник исполнителю блатных песен в центре древнего города?Первого июля 2001 года в тверской...

Заметив на бульваре Радищева в городе Твери камень с надписью, что здесь будет установлен памятник Михаилу Кругу, я сначала не поверила. Памятник исполнителю блатных песен в центре древнего города?

Первого июля 2001 года в тверской городской больнице скончался эстрадный шансонье и предприниматель Михаил Воробьев, больше известный как Михаил Круг. Певца привезли в операционную с двумя огнестрельными ранениями: по официальной версии, на его коттедж было совершено разбойное нападение.

Через какое-то время заговорили об установке памятника Кругу. «Прославить родную Тверь» предложили жена и мать Михаила, заваленные письмами от поклонников. Кто-то поддержал, большинство промолчало. Выносить вопрос на публичное обсуждение, оказывается, никто и не собирался. Фонд Круга, моментально созданный для сбора средств на монумент, действовал умело и оперативно — без помощи властей не обошлось.

Тверь пользуется репутацией культурного центра провинции. Теперь к ежегодным фестивалям Баха, камерной музыки и авторской песни, проходящим в местной филармонии, присоединился фестиваль шансона в городском саду (напоминающий фестиваль заключенных), организованный после смерти Михаила Воробьева.

В число почитателей Круга входил и бывший губернатор Тверской области Владимир Платов. Их дружба давала зеленый свет любой инициативе певца. Именно благодаря высокому покровительству состоялись первый фестиваль русского шансона и конкурс молодых исполнителей авторской песни «Шансон-шанс», а песню Круга «Милый мой город» экс-губернатор сделал гимном древней Твери.

Новый губернатор наследием Михаила не интересуется и установку памятника в центре города считает делом муниципальных властей. Городская власть долгое время закрывала глаза на конфликт между интеллигенцией и фондом Круга, но потом наконец высказалась: «Памятнику на бульваре Радищева — быть! Это же не центральная площадь!» — заявил мэр города Олег Лебедев. Бульвар Радищева «всего лишь» пересекается с главным проспектом и центральной улицей — для Твери это место сравнимо со Старым Арбатом.

Только убедившись, как чтят городские власти память тверского шансонье, можно понять, почему конкурс проектов памятника не попал в поле зрения общественности, и главный архитектор города так же быстро и незаметно указал монументу на самое достойное место. Центр города невелик, и Круга «усадят» по соседству с Пушкиным, Крыловым, Салтыковым-Щедриным.

Интеллигенция Твери готова на компромиссы: «Мы не против ни популярной музыки, ни фонда Круга, ни фестиваля песен его имени. Мы возражаем против сооружения памятника человеку, чье творчество, по нашему убеждению, является спорным». «Преувеличение значения творчества Круга происходит на фоне глубокого кризиса нашей культуры, проблем образования, науки, серьезного искусства. Но установка подобного монумента будет означать окончательную смену ориентиров в обществе, ибо, таким образом, мы признаем, что теперь нашим кумиром является представитель шоу-бизнеса, а популярная и блатная песня становится эталоном и главным жанром в искусстве. С этим согласиться мы никак не можем. Установка памятника Кругу — это попытка увековечить то, что увековечению не подлежит по определению, ибо принадлежит изменчивой моде и развлечению. И следующим, по логике, шагом после вознесения этого персонажа являлось бы уничтожение памятников Пушкину, Крылову, Салтыкову-Щедрину, ибо соединение в пределах одного города и одной культуры этих имен невозможно», — это фрагмент из открытого письма отдельных представителей городской интеллигенции властям. Вместо установки монумента автору песен про нары и воровскую долю они предлагают вспомнить, что с Тверским краем связаны имена Гумилева, Ахматовой, Мандельштама, последним пристанищем которых был город Калинин; что когда-то здесь нашел приют изгнанный из обеих столиц Достоевский…

По-настоящему горожане встрепенулись, когда проект памятника показало местное телевидение: на скамейке сидит шансонье, опершись на гитару, в распахнутой рубашке, с большим крестом на волосатой груди, а пальцы окольцованы перстнями! Образ народного героя в вольной реалистичной интерпретации скоро украсит город. Никогда прежде представитель шоу-бизнеса не претендовал на роль героя нашего времени, из ресторанного певца еще не делали явление культуры.

Пока фонд Круга занимается своим бизнесом (коммерческими фестивалями блатной песни, организацией концертов вдовы Ирины Круг — исполняет песни Михаила), а интеллигенция пытается докричаться до власть имущих, народ уже сделал свой выбор. Те, кому Михаил действительно был дорог как друг и творческая личность, уже увековечили его память. Работники одной из тверских автобаз, где Круг проработал семь лет — сначала водителем, потом шофером, установили на своей территории мемориальную доску и скамейку с надписью: «Присядь, закури, вспомни Мишу». Рядом — пепельница на ножках.

Между тем памятник в бронзе уже отлит — говорят, ждет своего часа где-то в Москве у дома певицы Вики Цыгановой. Не хватает денег на доставку и установку. Но в фонде обещают, что скоро памятник доберется до Твери.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow