СюжетыКультура

ВСЯ НАДЕЖДА НА ЩЕЛКУНЧИКА

КИНОБУДКА

Этот материал вышел в номере № 83 от 11 Ноября 2004 г.
Читать
Еще пару лет назад во время каникул родители ломали голову, чем занять некстати освободившихся чад. Кино в реестр возможных развлечений не вносилось. И вот лед, точней экран, двинулся. Натурально, в сторону анимации. В надежде на полные...

Еще пару лет назад во время каникул родители ломали голову, чем занять некстати освободившихся чад. Кино в реестр возможных развлечений не вносилось. И вот лед, точней экран, двинулся. Натурально, в сторону анимации. В надежде на полные залы в утренние и дневные показы. Тут долгоиграющие мультфильмы и пришлись как нельзя кстати, став желанными «визитерами» кинорепертуара. Им доверена роль заполнителей вакуума семейного кино.

Осенние каникулы в Москве ознаменовались беспрецедентным дождем из мультфильмов. Хочешь «Подводную братву» от DreamWorks, того самого, что прославился на все времена «Шреком», хочешь франко-испанское фэнтези «Город колдунов» или патриархальную диснеевскую ленту «Не бей копытом», комиксовый заокеанский «Гарфилд», корейские мрачные «Фантастические дни»…

Родителей же, воспитанных в «детской» советской анимации, ностальгически тянет к родным пенатам. В отсутствие новых российских мультфильмов на ТВ они готовы платить за возможность знакомства поколения, взрастающего на покемонах, с фильмами «made in Russia». Они и разглядывают в киноафишах рядом с навороченными многомиллионными наземными и подводными монстрами — наших скромных «Незнайку и Баррабасса» Владимира Гагурина и Светланы Гроссу и «Щелкунчика» Татьяны Ильиной.

Вопрос, способны ли «наши» составить конкуренцию заокеанским хитам, уже не выглядит наивным. Вспомним прошлогоднюю премьеру анимационного фильма «Карлик Нос» (режиссер Илья Максимов, продюсер Сергей Сельянов), практически на равных соперничавшего с раскрученным «Островом сокровищ».

«Щелкунчик» с елки

Удивительный случай — почетную награду фильм получил задолго до выхода на экраны. Режиссер Татьяна Ильина сделала пилотный ролик фильма, который на Нью-Йоркском фестивале был отмечен Золотой медалью, обойдя «Диснея».

Фильм похож на переливающуюся в мягком свете елочную игрушку, присыпанную искусственным снегом. «Картинка» — нечто среднее между старинной рождественской открыткой и диснеевскими лентами 50-х. Сюжет лишен секрета-интриги. Даже малышам понятно — сказка завершится расчудесным балом, а Щелкунчик спрыгнет с елки и превратится в прекрасного Принца. В качестве главных зрителей фильма представляю себе маленьких девочек, тех, что изрисовывают альбомы и тетрадки принцессами в пышных платьях и хрустальных туфлях на высоком каблуке. Критики же по обыкновению укажут на влияние Диснея, разглядят огрехи в анимации, помарки сценария. Ведь среди них вряд ли обнаружатся девочки пяти—семи лет, для которых нежность и обаяние экранной магии с лихвой компенсируют все недочеты.

Упорный «Щелкунчик» наконец разгрыз неприступный орех копродукции. В работе над фильмом сопродюсером российской студии «Аргус Интернейшнл» выступила германская компания MC One GmbH. Тут и работа закипела, и финансирование в отличие от капельного государственного поспевало вовремя, пока… все чуть не рухнуло.

Уже на завершающей стадии работы немецкие коллеги вознамерились решительно поменять условия договора: вместо 49% обещанных предложили российским партнерам 30%. Но, вдохновившись героизмом крошечного Щелкунчика, храбрый продюсер Владимир Репин бросился в битву с захватчиками рубежей родной анимы, завязал судебное разбирательство. И что вы думаете — на вражеской территории, в Штутгарте процесс выиграл.

Правда, пока ссорились, западные партнеры взялись на свой лад фильм переделывать (я бы сказала резче — изувечивать). Теперь наша и «их» версия отличаются. В спешно доделанной закордонной — случаются странные казусы. Правда, рассказывают, «там» фильм и «изуродованным» нравится. В Германии он выходит на широкие экраны, в США планируется широкомасштабный релиз на видео и DVD.

Баррабасс разбушевался

На самом деле наступает счастливый момент, когда главными конкурентами российских мультфильмов могут стать… российские мультфильмы. Вот и у храброго борца с мышами Щелкунчика появился реальный соперник — «Незнайка». Только не рассеянный неумеха, а вовсе наоборот — сообразительный, ловкий, работящий. На своего носовского тезку походит лишь шляпой.

Продюсер Сергей Зернов решил обратиться к первоисточнику. И разыскал в библиотеке «Удивительные приключения лесных человечков» 1913 года русского издательства Вольфа с рисунками Пальмера Кокса и рассказами Анны Хвольсон. Детективную жизнь пятнадцатисантиметровых человечков и традиции рисунка книжной графики начала века нынешние художники украсили авангардными соцветиями. В фильме вы не увидите банально синего неба или зеленой травы. Не только весь мир, сами герои здесь раскрашены безумными красками, лица у них — фиолетовые, желтые, коричневые.

В итоге по экрану носится толпа оголтело орущих маленьких человечков: куда и почему — не всегда ясно. Зрителю трудно понять: зачем зловредному Баррабассу тащить карты из географического общества, по какому поводу он вообще ярится? Персонажи вряд ли запомнятся-полюбятся зрителю. Музыка, сочиненная и исполненная «Мумий-Троллем» во главе с Лагутенко, невыразительна и никак не подходит для восприятия маленького зрителя. Тинейджера же приключениями в духе детских утренников не заинтересовать.

И все же меньше всего хотелось бы пинать и раскритиковывать продюсеров и режиссеров, решившихся на трудное дело — быть первыми и своими фильмами закладывать фундамент мультиндустрии. Теперь от успеха картин многое зависит.

Но если о конкуренции, то в борьбе за зрителя скорей всего победит ловкий «Незнайка…». Ведь все дело в партнерах. Умненький-разумненький «Незнайка» заручился дружбой и финансовой поддержкой «Первого», продемонстрировавшего рекламной атакой «Ночного дозора» — что значит продуманно зомбировать зрителя рекламой.

И все же в этой наверняка не альтруистической заинтересованности вижу определенный плюс. Еще пару лет назад на любые предложения подумать о создании российских анима-сериалов обуржуазившиеся менеджеры телеканалов отвечали категорическим «нет» и закупали тонны отвратительного дешевого анима-мыла. Но вслед за кинотеатрами, широко распахнувшими двери большим мультфильмам, и телепродюсерам почудились возможные прибыли за счет новых чебурашек с винни-пухами. А значит, появилась надежда, что вслед за разлившимся бескрайним морем отечественных игровых сериалов появятся и анимационные. Вот только не вылилось бы это по нашей обычной привычке в халтуру.

Хазанов против Де Ниро

Два слова об озвучании. В мировой полнометражной анимации сложилась мода — мультперсонажам дарят голоса звезды первой величины. Эдди Мерфи согласен быть Ослом, а Бандерас — Котом в «Шреке». Гибсон с удовольствием перевоплощается в Циркового Петуха в «Побеге из курятника». А титры нынешней «Подводной братвы» сверкают только звездными именами, среди которых Роберт де Ниро, Уилл Смит, Рене Зеллвегер, Анжелина Джоли и даже сам мэтр Мартин Скорсезе. Мы тоже «ищем таланты», теперь и в наших фильмах звучат голоса звезд (соответственно отечественного калибра), среди которых Геннадий Хазанов, Эммануил Виторган, Илья Лагутенко, Евгений Миронов…

Итак, «Карлик Нос» стал первой ласточкой волны возрождения российской мультиндустрии. Однако мало кто вспоминает, что «долгоиграющие» мультфильмы создавались в отечестве не только в советский период, но и в перестроечные годы. Экранизация романа О'Генри «Короли и капуста» Марии Муат, «Чудотворец» Станислава Соколова, поэтические фильмы Андрея Хржановского, «Новые бременские» Александра Горленко. Вы о них не слышали? Да их и не было на большом экране. Часть фильмов показывалась на различных фестивалях, часть буквально канула в Лету, их и на видеокассетах не сыскать.

А день грядущий нам готовит приход на экраны целого взвода отечественных фильмов. К концу года обещает закончить работу над «Князем Владимиром» Юрий Кулаков. Фильм, не лишенный пафосного великодержавного величия, освятила своим вниманием Патриархия. Стремится поспеть к зимним каникулам Константин Бронзит с комедией «Алеша Попович и Тугарин Змей» (петербургская «Мельница»), в которой пафосу вряд ли отыщется место. В самом разгаре работа Владлена Барбэ и Валерия Пугашкина над двумя проектами: «Перстень царя Соломона» и «Морской дьявол» (вольные фантазии на темы «Старика Хоттабыча» и «Человека-Амфибии» сочиняют в студии «Классика» с помощью самых современных компьютерных технологий). Им вдогонку на всех парах летит фольклорно-балаганная «Бабка Ежка и другие», которую снимает отличный режиссер Валерий Угаров.

Чем вызвана «эпидемия» полнометражного анима-кино? Каждый из названных фильмов прошел собственный мучительный (подчас многолетний) путь к экрану. С перерывами в финансировании, выбрасыванием студии со всеми пожитками на улицу (история студии «Классика»), с заменой режиссера (случай «Князя Владимира»), судебными распрями («Щелкунчик»). И рождение этих фильмов вопреки, а не благодаря — скорее свидетельство драматично развивающейся истории отечественной анимации. Тут стоит вспомнить по-настоящему революционную картину «Прибытие поезда» Александра Татарского, начатую на студии «Пилот» почти 15 лет назад, в связи с прекращением финансирования так и не завершенную. Сохранились лишь отдельные блистательные эпизоды, растасканные современными режиссерами в десятки фильмов.

Сегодня создание полнометражных мультфильмов для России — возможность возрождения индустрии анимационного кино, существующего в последнее десятилетие лишь в маргинальной зоне единичных достойных фестивальных работ, создаваемых буквально на коленках.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow