СюжетыОбщество

ЛЮДИ НЕ ВЕРЯТ ОФИЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Этот материал вышел в номере № 83 от 11 Ноября 2004 г.
Читать
После аварии на Балаковской АЭС экологическая группа «Экозащита» направила открытое письмо руководителю Федерального агентства по атомной энергии Александру Румянцеву, в котором призывает допустить представителей общественных экологических...

После аварии на Балаковской АЭС экологическая группа «Экозащита» направила открытое письмо руководителю Федерального агентства по атомной энергии Александру Румянцеву, в котором призывает допустить представителей общественных экологических организаций на атомные станции и позволить им проводить независимый контроль за радиационной обстановкой, «а также обеспечить общественным организациям возможность оперативного радиационного контроля в чрезвычайных случаях»

Владимир СЛИВНЯК, сопредседатель экологической группы «Экозащита»:

— Отключение энергоблока на Балаковской АЭС — это не рядовая поломка. Включение аварийной защиты происходит довольно редко. Остановка реактора произошла из-за того, что в главном циркулярном насосе оказалась трещина в целых 7 сантиметров. Теоретически в случаях таких ЧП надо останавливать все работающие реакторы и проверять на наличие других повреждений.

К примеру, после радиационной аварии в Японии были остановлены и исследованы все 17 работавших в стране реакторов — невзирая на то, как это отразилось на экономике страны. У нас же даже неизвестно, будет ли создана комиссия по расследованию аварии!

Если бы авария была действительно серьезной — это бы было зафиксировано в пробах воды и воздуха. Но существуют радиоактивные элементы, которые распадаются за несколько часов. Поэтому определить точно, были ли выбросы, мы уже не сможем. Но сейчас речь идет даже не о том, что случилось на атомной станции, а о реакции на эти события. Страх людей перед радиацией очень велик.

Неправильно была построена вся информационная политика сотрудников АЭС.

В идеале сразу же после аварии директор, главный инженер АЭС или кто-то из крупных местных чиновников должны были выступить по местному телевидению, рассказать жителям о том, что случилось, и успокоить. Вместо этого утром после случившейся ночью аварии появилось информационное письмо, которое только нагнетало панику. И только вечером перед людьми выступил всего лишь сотрудник местного отделения гражданской обороны. Весь день чиновники наблюдали, как распространяется паника, как люди скупают йодосодержащие препараты и травятся ими. И еще удивляются, что авария вызвала панику!

По информации балаковских экологов, в нескольких поселках — точно мы знаем про село Матвеевка в 5 км от АЭС — сельсовет посоветовал местным жителям не выходить из дома, не пасти скот и принимать таблетки йодида калия. Йодистые препараты начали раздавать в детских садах.

Чиновники не понимают, к чему это может привести. По их же словам, такие инциденты возникают несколько раз в месяц. Если каждый раз информировать жителей будут так же, как сейчас, состояние паники станет непрерывным. Люди просто начнут выходить на митинги и требовать закрытия станций.

Людям нужен альтернативный источник информации о состоянии АЭС, а его нет. Складывается ощущение, что энергетикам невыгодно пускать экологов на станции. То ли боятся создавать себе дополнительные сложности, то ли хотят оставить себе возможность замалчивать аварии. Такие ситуации уже были, к примеру, во время последней крупной аварии — взрыва на плутониевом производстве в Томской области в 1993 году.

Независимым же организациям невозможно получить достоверную картину аварии без сотрудничества с властями. При прошлом главе Госатомнадзора информация еще поступала. При нынешнем, Андрее Малышеве, Госатомнадзор окончательно стал закрытой структурой. Мы пытаемся получить его годовой отчет — на наши запросы не отвечают. Объяснять закрытость соображениями безопасности — нелепо. Сложно представить себе террориста, которому бы пришло в голову читать список аварий на АЭС и изучать их причины.

Рашид АЛИМОВ, эксперт норвежской экологической организации «Беллона»:

— По той информации, которую мы знаем, — если об аварии рассказали правду, — последствий остановки реактора быть не должно. Но нужно сделать главный вывод: люди не верят официальной информации. Они не знают, что происходит в атомной энергетике. Зато видят несогласованность действий властей. И понимают, что в случае реальной аварии власти едва ли действовали бы иначе.

К примеру, почти сразу после остановки реактора я позвонил в информационный центр станции и попросил подтвердить информацию о том, что на станцию должен приехать с проверкой полпред президента в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко. Мне сказали, что это мои собственные фантазии. А через несколько часов информация о визите Кириенко появилась на сайте атомной станции.

Результаты расследования таких инцидентов должны публиковаться.

P.S. Уголовное дело по факту заведомо ложных сообщений об акте терроризма (статья 207 УК) возбуждено прокуратурой Балакова. По мнению следователей, действия неизвестных лиц, распространявших слухи об аварии на БАЭС, создали массовую панику и угрозу для здоровья людей. В больницах оказались более десяти жителей Поволжья, отравившихся раствором йода.

По сообщению саратовского МЧС, некие граждане обзванивали областные предприятия и вузы и, представляясь сотрудниками спасательной службы, советовали пить йод и надевать ватно-марлевые повязки.

В связи с общественной значимостью дело принято к производству отделом по расследованию особо важных дел прокуратуры Саратовской области.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow