РасследованияПолитика

КОНТРАБАНД ФОРМИРОВАНИЕ

РАССЛЕДОВАНИЯ

Этот материал вышел в номере № 78 от 21 Октября 2004 г.
Читать
Таможня — излюбленное место кормления не последних лиц властной вертикали. Просто потому, что она является одним из крупнейших источников черной наличности, и главное — источником относительно незамутненным. Теневые деньги от ввоза и...

Таможня — излюбленное место кормления не последних лиц властной вертикали. Просто потому, что она является одним из крупнейших источников черной наличности, и главное — источником относительно незамутненным. Теневые деньги от ввоза и вывоза за российские пределы вполне легальных, не вызывающих ужаса предметов, все-таки относительно чище, чем от торговли наркотиками и незаконной продажи оружия. А общие суммы, которые вращаются в этих сферах, несопоставимы, сравните: теневая сторона таможенного дела, по разным оценкам, дает до 20 млрд долларов в год, а российский наркооборот (по данным экспертов ООН) — 9—10 млрд.

Разумеется, таможенный финансовый поток притягивает к себе высоких руководителей с достаточным административным ресурсом для его освоения. На берегах этой финансовой реки раскинулась почти вся властная вертикаль от звездных милицейских чинов до чекистов и людей президентской администрации. Таможенный рынок давно разбит на подконтрольные сектора. И конечно же эта близость к сердцу высокого государственного менеджмента сказалась на некоторых принципах устройства иерархической таможенной пирамиды: по отдельным признакам она чуть ли не копия властной вертикали, но только в миниатюре.

Назначать приближенных людей на ключевые посты — царский метод, вполне традиционный для России. Пусть человек в недавнем прошлом хоть пирожками торговал, но он свой и знает столько, что лучше держать его при себе. А потому он будет вершить судьбы и распоряжаться финансовыми потоками, какие бы грехи ему ни приписывали.

Сразу отметим: мы ничего не имеем против профессии водителя, занятие почетное, но история знает мало случаев, когда простой шофер вдруг проявлял талант руководителя специальной государственной структуры и получал звания одно за другим.

Этот «портрет явления» позволим себе рассмотреть несколько подробнее. Алексей Попов возил еще первого председателя Государственного таможенного комитета Круглова. И вскоре пошел в рост, стал (последовательно) начальником акцизной таможни, начальником Западной таможни, руководителем таможенного управления, первым замом в Шереметьевской таможне и, наконец, начальником таможни Домодедовской (с августа 2002 г.).

Так Попов сделался генерал-майором. А в остальном все в рамках отмеченной нами тенденции. Ничто не могло расшатать кресло под бывшим шофером. Видимо, водитель — настолько осведомленный человек, что уволить его — все равно что открыть дамбу, огораживающую море конфиденциальной и очень чувствительной информации: с кем начальник встречался, о чем говорил, какие места посещал особенно часто…

Как правило, Алексей Попов пересаживался из одного руководящего кресла в другое примерно раз в год. Сюрпризы преследовали его по пятам.

10 июля 2002 года помощник московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте Д. Луняев постановил «возбудить уголовное дело (№ 1511. — Ред.) в отношении Попова Алексея Евгеньевича, в деяниях которого усматриваются признаки преступления…». Исполняющий обязанности заместителя московского прокурора с возбуждением уголовного дела согласился. Да и как иначе, ведь на Шереметьевской таможне (Попов одно время был и. о. начальника) остановили гражданина США и изъяли у него полностью задекларированную валюту. Американец подал в суд и выиграл процесс. Но деньги ему не возвращали. Речь шла не о мелочи, а о трех с половиной миллионах долларов.

Дело против генерала Попова вскоре прекратили, но внимание он к себе привлек. И тут же после этого случая пошел на повышение. Как совершенно незаменимый человек был назначен начальником Домодедовской таможни. А сюрпризы продолжались.

Одно за другим на генеральское имя поступали представления Московской прокуратуры по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте. Они предписывали срочно устранять нарушения законодательства, которых развелось великое множество.

Заместитель Московского регионального прокурора Козлов писал о Домодедовской таможне: «Результаты проверок исполнения административного законодательства свидетельствуют, что в этой деятельности <…> допускаются существенные нарушения требований закона и ведомственных нормативных актов». Дальше — о том, что сроки производства и рассмотрения дел проходили впустую, опаздывали с этим чуть ли не на месяц, а абсолютный рекорд в волоките составил 47 дней… «Нарушение требований законодательства повлекло за собой противоправное фактическое освобождение виновных от установленной законом ответственности», — грозно отмечал прокурор.

Домодедовская таможня не отрицала: «Нарушения действительно имели место», поскольку «должностные лица не всегда осуществляли надлежащий контроль». Ну и что? Лица отделались легкими замечаниями, ведь над ними возвышался генерал Попов — он был самым главным контролером.

Прокурорских предписаний устранить нарушения он собрал, наверное, целую коллекцию. На любой вкус. Были среди них и такие, что наводят на печальные размышления.

Вот, к примеру, все та же Московская региональная прокуратура потребовала разрешить противоречие: замначальника таможенного поста «Аэропорт «Домодедово» начальник отдела специальных таможенных процедур № 2 Гаврилов руководил собственной супругой, которая работала там же старшим таможенным инспектором. Есть же закон «Об основах госслужбы РФ», сетовали в прокуратуре, по нему нельзя руководить женами (а также братьями, сестрами, детьми и родителями)…

Золотые слова. Однако сложно требовать исполнения такого закона от сотрудников, которые видят, как бывшие водители руководства в кратчайшие сроки становятся генералами и возносятся на недосягаемую (даже и для прокуроров) высоту.

Впрочем, те же прокуроры применительно к Домодедовской таможне обратили внимание еще на один факт, очень важный для всех российских ведомств. Есть такой древний указ президента № 484 (еще от мая 1997 года), в нем от госчиновников требуют предоставлять сведения о доходах и имуществе. Другим указом № 640 (1998 год) определен порядок, как нужно вести личные чиновничьи дела: оказывается, к ним должны приобщать сведения о доходах и справки о соблюдении ограничений.

В Домодедовской таможне не приобщали (справедливости ради отметим, что не только там). А ведь эта область, через которую, по мнению экспертов, проходят миллиарды долларов, следовательно, по идее, контроль должен быть особенно тщательным… Но это только «по идее». В связи с нарушениями никого серьезно не наказывали. Устное замечание и предложение «улучшить работу» — вот, по сути, и вся реакция на прокурорское требование.

«Анализ таможенного оформления ввозимых товаров в зоне деятельности Домодедовской таможни выявил ряд нарушений в документальном и фактическом контроле, в том числе при принятии решений на основании документов, которые не содержат достоверной и полной информации, позволяющей однозначно и полно идентифицировать ввезенный на таможенную территорию РФ товар», — не унимались прокуроры. Проще говоря, в ведомстве генерал-майора Попова работали так, что контрабандисты были бы счастливы.

В списке нарушений порядка семи фирм, которые в отдельных случаях чуть ли не в два раза занижали стоимость своего товара. И на Домодедовской таможне им охотно верили…

Прокуратура очередной раз требовала принять меры и привлечь виновных к дисциплинарной ответственности. Но все ее предупреждения канули как в туман. А таможенный процесс не прекращается ни на минуту.

Вот совсем недавние сведения о положении дел на Домодедовской таможне. Нам сообщили, что несколько самолетов Боинг 757-230 оформили в так называемый режим выпуска для внутреннего потребления. Однако налоги и таможенные пошлины за эти самолеты опоздали на срок до двух месяцев.

Казалось бы, положено брать штраф, начислять пени — этого требует закон и инструкции ГТК. Бюджет получил бы свыше трехсот миллионов рублей. Но ничего похожего… Начальник и генерал Алексей Попов по какой-то причине ровным счетом ничего не предпринимал.

Об этих «боингах» мы спросили пресс-службу Домодедовской таможни, отправили туда номера документов — грузовых таможенных деклараций. Нам пока не ответили, но обещали постараться…

Так что же обеспечивает генерал-майору Алексею Попову безмятежное пребывание у штурвала на мостике при такой не утихающей буре на вверенной ему таможне? Видимо, некий общий принцип формирования руководства таможенных органов. Генерал-майор канатами привязан к штурвалу, и его, похоже, не страшит никакой шторм. Ведь замначальника ГТК (ныне Федеральной таможенной службы) Гутин не посторонний для него человек, и сделал он для Попова немало.

Порой складывается впечатление, что и поныне начальством у Попова значится не нынешнее руководство ФТС, а предыдущее. К тому же, если вспомнить еще и фигуру Асада Мехдиева — очень известного в таможенных кругах бизнесмена, «серого кардинала» (если не папу) околотаможенных дел, непотопляемость генерала вполне понятна. Понятна и причина закрытия четырех таможенных складов, не принадлежащих Мехдиеву.

Небольшой экскурс в историю: особое внимание Мехдиев уделял авиаперевозкам, и аэропорт «Домодедово» просто не мог не попасть в поле его зрения. Там он организовал склады временного хранения «Домодедово-терминал». А возглавил этот полевой стан ближайший человек Мехдиева Виталий Качур.

Не так давно грянуло еще одно уголовное дело. Таможенники действовали «по прямому указанию <…> Попова». Фигурировал в материалах и один из складов, который странным образом связал генерала Попова, а также Качура и Мехдиева. А совсем уж недавно только с помощью ФСБ удалось задержать шесть самолетов с товарами, получателем которых значился все тот же Качур. Весили они почти в шесть раз больше, чем выходило по документам, однако на Домодедовской таможне по этому поводу особо не переживали, и сотрудники ФСБ как сквозь чащу продирались, с трудом выполняя свою работу, и уголовное дело все же было заведено.

Дойдет ли все это до логического финала? Не верим. Похоже, названный нами принцип формирования таможенной и околотаможенной элиты действует безотказно и уголовные дела тут не помеха.

Любопытное дополнение: если генерал-майор Попов начинал простым шофером председателя ГТК Круглова, то «серый кардинал» таможенного бизнеса Асад Мехдиев (и об этом не раз сообщали СМИ) был у Круглова дворником на подмосковной даче. Видимо, человек с метлой в негласном государственном перечне особо приближенных лиц идет сразу же после извозчика.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow