Расследования · Политика

КОНТРАБАНД ФОРМИРОВАНИЕ

<span class=anounce_title2a>РАССЛЕДОВАНИЯ</span>

Этот материал вышел в № 78 от 21 Октября 2004 г.
Читать номер

Этот материал вышел в
№ 78 от 21 Октября 2004 г.

20:00, 20 октября 2004
views

1626

20:00, 20 октября 2004
views

1626

Таможня — излюбленное место кормления не последних лиц властной вертикали. Просто потому, что она является одним из крупнейших источников черной наличности, и главное — источником относительно незамутненным. Теневые деньги от ввоза и…

Таможня — излюбленное место кормления не последних лиц властной вертикали. Просто потому, что она является одним из крупнейших источников черной наличности, и главное — источником относительно незамутненным. Теневые деньги от ввоза и вывоза за российские пределы вполне легальных, не вызывающих ужаса предметов, все-таки относительно чище, чем от торговли наркотиками и незаконной продажи оружия. А общие суммы, которые вращаются в этих сферах, несопоставимы, сравните: теневая сторона таможенного дела, по разным оценкам, дает до 20 млрд долларов в год, а российский наркооборот (по данным экспертов ООН) — 9—10 млрд.

Разумеется, таможенный финансовый поток притягивает к себе высоких руководителей с достаточным административным ресурсом для его освоения. На берегах этой финансовой реки раскинулась почти вся властная вертикаль от звездных милицейских чинов до чекистов и людей президентской администрации. Таможенный рынок давно разбит на подконтрольные сектора. И конечно же эта близость к сердцу высокого государственного менеджмента сказалась на некоторых принципах устройства иерархической таможенной пирамиды: по отдельным признакам она чуть ли не копия властной вертикали, но только в миниатюре.

Назначать приближенных людей на ключевые посты — царский метод, вполне традиционный для России. Пусть человек в недавнем прошлом хоть пирожками торговал, но он свой и знает столько, что лучше держать его при себе. А потому он будет вершить судьбы и распоряжаться финансовыми потоками, какие бы грехи ему ни приписывали.

Сразу отметим: мы ничего не имеем против профессии водителя, занятие почетное, но история знает мало случаев, когда простой шофер вдруг проявлял талант руководителя специальной государственной структуры и получал звания одно за другим.

Этот «портрет явления» позволим себе рассмотреть несколько подробнее. Алексей Попов возил еще первого председателя Государственного таможенного комитета Круглова. И вскоре пошел в рост, стал (последовательно) начальником акцизной таможни, начальником Западной таможни, руководителем таможенного управления, первым замом в Шереметьевской таможне и, наконец, начальником таможни Домодедовской (с августа 2002 г.).

Так Попов сделался генерал-майором. А в остальном все в рамках отмеченной нами тенденции. Ничто не могло расшатать кресло под бывшим шофером. Видимо, водитель — настолько осведомленный человек, что уволить его — все равно что открыть дамбу, огораживающую море конфиденциальной и очень чувствительной информации: с кем начальник встречался, о чем говорил, какие места посещал особенно часто…

Как правило, Алексей Попов пересаживался из одного руководящего кресла в другое примерно раз в год. Сюрпризы преследовали его по пятам.

10 июля 2002 года помощник московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте Д. Луняев постановил «возбудить уголовное дело (№ 1511. — Ред.) в отношении Попова Алексея Евгеньевича, в деяниях которого усматриваются признаки преступления…». Исполняющий обязанности заместителя московского прокурора с возбуждением уголовного дела согласился. Да и как иначе, ведь на Шереметьевской таможне (Попов одно время был и. о. начальника) остановили гражданина США и изъяли у него полностью задекларированную валюту. Американец подал в суд и выиграл процесс. Но деньги ему не возвращали. Речь шла не о мелочи, а о трех с половиной миллионах долларов.

Дело против генерала Попова вскоре прекратили, но внимание он к себе привлек. И тут же после этого случая пошел на повышение. Как совершенно незаменимый человек был назначен начальником Домодедовской таможни. А сюрпризы продолжались.

Одно за другим на генеральское имя поступали представления Московской прокуратуры по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте. Они предписывали срочно устранять нарушения законодательства, которых развелось великое множество.

Заместитель Московского регионального прокурора Козлов писал о Домодедовской таможне: «Результаты проверок исполнения административного законодательства свидетельствуют, что в этой деятельности <…> допускаются существенные нарушения требований закона и ведомственных нормативных актов». Дальше — о том, что сроки производства и рассмотрения дел проходили впустую, опаздывали с этим чуть ли не на месяц, а абсолютный рекорд в волоките составил 47 дней… «Нарушение требований законодательства повлекло за собой противоправное фактическое освобождение виновных от установленной законом ответственности», — грозно отмечал прокурор.

Домодедовская таможня не отрицала: «Нарушения действительно имели место», поскольку «должностные лица не всегда осуществляли надлежащий контроль». Ну и что? Лица отделались легкими замечаниями, ведь над ними возвышался генерал Попов — он был самым главным контролером.

Прокурорских предписаний устранить нарушения он собрал, наверное, целую коллекцию. На любой вкус. Были среди них и такие, что наводят на печальные размышления.

Вот, к примеру, все та же Московская региональная прокуратура потребовала разрешить противоречие: замначальника таможенного поста «Аэропорт «Домодедово» начальник отдела специальных таможенных процедур № 2 Гаврилов руководил собственной супругой, которая работала там же старшим таможенным инспектором. Есть же закон «Об основах госслужбы РФ», сетовали в прокуратуре, по нему нельзя руководить женами (а также братьями, сестрами, детьми и родителями)…

Золотые слова. Однако сложно требовать исполнения такого закона от сотрудников, которые видят, как бывшие водители руководства в кратчайшие сроки становятся генералами и возносятся на недосягаемую (даже и для прокуроров) высоту.

Впрочем, те же прокуроры применительно к Домодедовской таможне обратили внимание еще на один факт, очень важный для всех российских ведомств. Есть такой древний указ президента № 484 (еще от мая 1997 года), в нем от госчиновников требуют предоставлять сведения о доходах и имуществе. Другим указом № 640 (1998 год) определен порядок, как нужно вести личные чиновничьи дела: оказывается, к ним должны приобщать сведения о доходах и справки о соблюдении ограничений.

В Домодедовской таможне не приобщали (справедливости ради отметим, что не только там). А ведь эта область, через которую, по мнению экспертов, проходят миллиарды долларов, следовательно, по идее, контроль должен быть особенно тщательным… Но это только «по идее». В связи с нарушениями никого серьезно не наказывали. Устное замечание и предложение «улучшить работу» — вот, по сути, и вся реакция на прокурорское требование.

«Анализ таможенного оформления ввозимых товаров в зоне деятельности Домодедовской таможни выявил ряд нарушений в документальном и фактическом контроле, в том числе при принятии решений на основании документов, которые не содержат достоверной и полной информации, позволяющей однозначно и полно идентифицировать ввезенный на таможенную территорию РФ товар», — не унимались прокуроры. Проще говоря, в ведомстве генерал-майора Попова работали так, что контрабандисты были бы счастливы.

В списке нарушений порядка семи фирм, которые в отдельных случаях чуть ли не в два раза занижали стоимость своего товара. И на Домодедовской таможне им охотно верили…

Прокуратура очередной раз требовала принять меры и привлечь виновных к дисциплинарной ответственности. Но все ее предупреждения канули как в туман. А таможенный процесс не прекращается ни на минуту.

Вот совсем недавние сведения о положении дел на Домодедовской таможне. Нам сообщили, что несколько самолетов Боинг 757-230 оформили в так называемый режим выпуска для внутреннего потребления. Однако налоги и таможенные пошлины за эти самолеты опоздали на срок до двух месяцев.

Казалось бы, положено брать штраф, начислять пени — этого требует закон и инструкции ГТК. Бюджет получил бы свыше трехсот миллионов рублей. Но ничего похожего… Начальник и генерал Алексей Попов по какой-то причине ровным счетом ничего не предпринимал.

Об этих «боингах» мы спросили пресс-службу Домодедовской таможни, отправили туда номера документов — грузовых таможенных деклараций. Нам пока не ответили, но обещали постараться…

Так что же обеспечивает генерал-майору Алексею Попову безмятежное пребывание у штурвала на мостике при такой не утихающей буре на вверенной ему таможне? Видимо, некий общий принцип формирования руководства таможенных органов. Генерал-майор канатами привязан к штурвалу, и его, похоже, не страшит никакой шторм. Ведь замначальника ГТК (ныне Федеральной таможенной службы) Гутин не посторонний для него человек, и сделал он для Попова немало.

Порой складывается впечатление, что и поныне начальством у Попова значится не нынешнее руководство ФТС, а предыдущее. К тому же, если вспомнить еще и фигуру Асада Мехдиева — очень известного в таможенных кругах бизнесмена, «серого кардинала» (если не папу) околотаможенных дел, непотопляемость генерала вполне понятна. Понятна и причина закрытия четырех таможенных складов, не принадлежащих Мехдиеву.

Небольшой экскурс в историю: особое внимание Мехдиев уделял авиаперевозкам, и аэропорт «Домодедово» просто не мог не попасть в поле его зрения. Там он организовал склады временного хранения «Домодедово-терминал». А возглавил этот полевой стан ближайший человек Мехдиева Виталий Качур.

Не так давно грянуло еще одно уголовное дело. Таможенники действовали «по прямому указанию <…> Попова». Фигурировал в материалах и один из складов, который странным образом связал генерала Попова, а также Качура и Мехдиева. А совсем уж недавно только с помощью ФСБ удалось задержать шесть самолетов с товарами, получателем которых значился все тот же Качур. Весили они почти в шесть раз больше, чем выходило по документам, однако на Домодедовской таможне по этому поводу особо не переживали, и сотрудники ФСБ как сквозь чащу продирались, с трудом выполняя свою работу, и уголовное дело все же было заведено.

Дойдет ли все это до логического финала? Не верим. Похоже, названный нами принцип формирования таможенной и околотаможенной элиты действует безотказно и уголовные дела тут не помеха.

Любопытное дополнение: если генерал-майор Попов начинал простым шофером председателя ГТК Круглова, то «серый кардинал» таможенного бизнеса Асад Мехдиев (и об этом не раз сообщали СМИ) был у Круглова дворником на подмосковной даче. Видимо, человек с метлой в негласном государственном перечне особо приближенных лиц идет сразу же после извозчика.

Делаем честную журналистику вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.

важно

4 часа назад

«Я свой выбор сделал — никаких сделок»: Иван Сафронов рассказал о работе следствия с подозреваемыми в госизмене

важно

день назад

Россия обратилась в ЕСПЧ с жалобой на Украину, обвинив ее в гибели мирного населения и жестоком обращении с людьми

Slide 1 of 5

выпуск

№ 80 от 23 июля 2021

Slide 1 of 6
  • № 80 от 23 июля 2021

Подписывайтесь!

Топ 6

1.
Комментарий

Спустили урок По российскому образованию нанесен патриотический залп: теперь школьников будут учить любви к России на обязательной основе

views

504813

2.
Расследования

Приперли к шведской стенке Древесина с самой большой незаконной рубки леса в России уходила ведущему мировому производителю мебели – IKEA. Рассказываем, как

views

204086

3.
Комментарий

Изыми с глаз моих! Впервые в новейшей истории России началась массовая зачистка в книжных и библиотеках

views

149782

4.
Сюжеты

Погоны закрывают звезды Опубликован проект приказа директора ФСБ с перечнем сведений, которые могут быть использованы против России. В списке — практически вся деятельность «Роскосмоса»

views

137247

5.
Сюжеты

«Мы никогда не видели такой катастрофы» В Германии из-за наводнения погибли как минимум 80 человек, более тысячи — пропали без вести. Фото

views

131439

6.
Комментарий

«А если надо, закрывайте по уголовке» Кинчев защищает свободу даже тогда, когда она угрожает жизни

views

109458

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
close

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera