И вдруг возникла у меня запинка:
так все-таки, кто был он, Федор Глинка?
Любовь к России, бунт — всё на алтарь.
Не государство с его бренной славой –
большой поэт и есть орел двуглавый,
когда он государственник-бунтарь.
Родился в небогатом поместье. Учился в Первом кадетском корпусе в Петербурге, в 1805 — 1806 годах участвовал в кампании против Наполеона, будучи адъютантом у генерала М.А. Милорадовича. Затем вышел в отставку, уехал на родную Смоленщину и написал мемуары о походе в Польшу и Австрию. Но как только Наполеон вторгся в Россию, возвращается в армию, видит оборону Смоленска, на Бородинском поле находится неподалеку от Кутузова, сражается при Тарутине, Малоярославце, Вязьме, Дорогобуже, а затем и при Бауцене в Саксонии.
Если читать стихи Глинки, зная только эту часть его биографии, он может показаться чуть ли не квасным патриотом, ни в чем не сомневающимся великодержавником. Строки «Кто Царь-колокол подымет? Кто Царь-пушку повернет? Шляпы кто, гордец, не снимет У Святых в Кремле ворот?!» звучат как тогдашнее «Читайте, завидуйте, я — гражданин Российской империи». Вот как глубоко в истории коренится навык «смотреть свысока» на «разных прочих шведов». Эти строчки Федора Глинки вдалбливались в наши головы еще при Сталине, да и сейчас их втемяшивают в русских школьников, вскормленных пиццами, поп-певцами и Шварценеггером, пытаясь вырвать юные русские души из его железных лапищ и отдать для нравственного исправления в благородные руки уголовного Алеши Поповича — Данилы Багрова.
Бьюсь об заклад, что многие преподаватели, используя стихи Глинки для воскрешения патриотизма и борьбы с «западной порчей», забывают рассказать детям, что эти удалые и совершенно искренне патриотические стихи принадлежат вовсе не придворному поэту, а председателю Вольного общества любителей российской словесности, одному из организаторов подпольного Союза спасения, мятежнику, участвовавшему в декабристском движении, но противившемуся насилию. В канун восстания на квартире у Рылеева Александр Бестужев встретил Глинку словами: «Ну вот приспевает время». И услышал в ответ: «Смотрите вы, не делайте никаких насилий». За связь с декабристами в марте 1826 года Глинка во второй раз после провала восстания был арестован, три месяца провел в Петропавловской крепости и был сослан в Петрозаводск под строгий надзор полиции. В середине 30-х годов он окончательно выходит в отставку, живет в Москве, Петербурге и наконец в Твери. Глинка был единственным поэтом в России, дожившим почти до ста лет.
В стихотворении «В защиту поэта» Глинка исповедуется, как в нем борются два я — одно наслаждается стабильностью покоя, другое рвется «в мятеж тревоги». Традиционная тема «А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!».
В 1968 году, не самом приятном для нашей национальной гордости, цензура выкинула у меня из стихотворения «Псковские башни» такие строки: «Несовместимые два ранга — / хранитель и охранка». Глинка принадлежал к хранителям России, а это хранительство невозможно без гражданственного мятежного духа. Это не противоречие, а идеальное взаимодополнение.
ФЕДОР ГЛИНКА
1786 (с. Сутоки Смоленской губ.) — 1880 (Тверь)
Из шелку и мочал шнур нашей жизни вьется:
Кто плакал поутру, тот к вечеру смеется.
1826
Песнь узника
Не слышно шуму городского,
В заневских башнях тишина!
И на штыке у часового
Горит полночная луна!
А бедный юноша! ровесник
Младым цветущим деревам,
В глухой тюрьме заводит песни
И отдает тоску волнам!
«Прости, отчизна, край любезный!
Прости, мой дом, моя семья!
Здесь за решеткою железной –
Уже не свой вам больше я!
Не жди меня, отец с невестой,
Снимай венчальное кольцо;
Застынь мое навеки место;
Не быть мне мужем и отцом!
Сосватал я себе неволю,
Мой жребий — слезы и тоска!
Но я молчу — такую долю
Взяла сама моя рука.
Откуда ж при€дет избавленье,
Откуда ждать бедам конец?
Но есть на свете утешенье
И на Святой Руси отец!
О Русской царь! в твоей короне
Есть без цены драгой алмаз.
Он значит — милость! Будь на троне
И, наш отец, помилуй нас!
А мы с молитвой крепкой к Богу
Падем все ниц к твоим стопам;
Велишь — и мы пробьем дорогу
Твоим победным знаменам».
Уж ночь прошла, с рассветом в злате
Давно день новый засиял!
А бедный узник в каземате –
Всё ту же песню запевал!..
1826
Москва
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах:
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..
Исполинскою рукою
Ты, как хартия, развит,
И над малою рекою
Стал велик и знаменит!
На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных…
Это матушка Москва!
Кто, силач, возьмет в охапку
Холм Кремля-богатыря?
Кто собьет златую шапку
У Ивана-звонаря?..
Кто Царь-колокол подымет?
Кто Царь-пушку повернет?
Шляпы кто, гордец, не снимет
У Святых в Кремле ворот?!
Ты не гнула крепкой выи
В бедовой своей судьбе:
Разве пасынки России
Не поклонятся тебе!..
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Ты, как мученик, горела
Белокаменная!
И река в тебе кипела
Бурнопламенная!
И под пеплом ты лежала
Полоненною,
И из пепла ты восстала
Неизменною!..
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!
<1840>
В защиту поэта
Два я боролися во мне:
Один рвался в мятеж тревоги,
Другому сладко в тишине
Сидеть в тиши дороги
С самим собой, в себе самом!
Несправедливо мыслят, нет!
И порицают лиры сына
За то, что будто гражданина
Условий не снесет поэт…
Пусть не по нем и мир наш внешний,
Пусть, по мечтам, он и нездешний,
А где-то всей душой гостит;
Зато, вскипевши в час досужный,
Он стих к стиху придвинет дружный,
И брызнет рифмою жемчужной,
И высоко заговорит!..
И говор рифмы музыкальной
Из края в край промчится дальный,
Могучих рек по берегам,
От хижин мирных к городам,
В дома вельмож… И под палаткой,
В походном часто шалаше,
Летучий стих, мелькнув украдкой,
С своею музыкою сладкой
Печалью ляжет на душе.
И в дни борьбы, и сеч, и шума
Отрадно-радужная дума
Завьется у младых бойцов
По свежим лаврам их венцов.
И легче станет с жизнью битва
И труд страдальца под крестом,
Когда холодная молитва
Зажжется пламенным стихом!
Не говори: «Поэт спокойным
И праздным гостем здесь живет!»
Он буквам мертвым и нестройным
И жизнь, и мысль, и строй дает…
<1846>
Две дороги
Куплеты, сложенные от скуки в дороге
Тоскуя — полосою длинной,
В туманной утренней росе,
Вверяет эху сон пустынный
Осиротелое шоссе…
А там вдали мелькает струнка,
Из-за лесов струится дым:
То горделивая чугунка
С своим пожаром подвижным.
Шоссе поет про рок свой слезный:
«Что ж это сделал человек?!
Он весь поехал по железной,
А мне грозит железный век!..
Давно ль красавицей дорогой
Считалась общей я молвой? –
И вот теперь сижу убогой
И обездоленной вдовой.
Где-где по мне проходит пеший;
А там и свищет, и рычит
Заклепанный в засаде леший,
И без коней — обоз бежит…»
Но рок дойдет и до чугунки:
Смельчак взовьется выше гор
И на две брошенные струнки
С презреньем бросит гордый взор.
И станет человек воздушный
(Плывя в воздушной полосе)
Смеяться и чугунке душной,
И каменистому шоссе.
Так помиритесь же, дороги, –
Одна судьба обеих ждет.
А люди? — люди станут боги,
Или их громом пришибет.
Между 1836 и 1875
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68