Право собственности на Луну, Марс, Венеру и другие планеты Солнечной системы (кроме Земли и Солнца) совершенно законно зарегистрировал в 1980 году американский гражданин.
К 2004 году владельцами лунных гор и морей стали Рональд Рейган, Джимми Картер, Мик Джаггер, Николь Кидман, Арнольд Шварценеггер, Рональдо и еще более двух миллионов жителей планеты Земля. Корпорации Хилтон и Мариотт, более 30 компаний из Силиконовой долины также имеют собственность на Луне, Марсе и Венере.
Но гражданина России Александра ЕГОРОВА этим не удивишь. Заместитель генерального конструктора Конструкторского бюро общего машиностроения еще тридцать лет назад разрабатывал проекты первых поселений человека на Луне.
— Каким был наш вариант полета человека на Луну?
— Общий замысел в сокращенном виде повторял американскую программу «Аполлон». По плану американцев, на Луну летели три космонавта, двое из них высаживались. По замыслу наших ученых, летели два человека, один высаживался. Но это был вариант краткосрочного десанта. Потом подумали: Луна — идеальная стартовая площадка для полета к другим планетам Солнечной системы. Значит, элементы межпланетной экспедиции можно отработать на Луне.
— Чем интересна для землян «эта глупая Луна, на этом глупом небосклоне», как писал когда-то Пушкин?
— Луна замечательна тем, что всегда обращена к Земле только одной своей стороной. Период ее вращения вокруг нашей планеты равен периоду обращения. То есть Луну можно было бы использовать как гигантскую платформу для проектов, связанных с изучением Земли. Например, следить за метеоусловиями. Запускаемые сегодня спутники за много оборотов вокруг Земли снимают узенькую полосочку. Потом эти полосочки складываются в единую картину. Но когда замыкается последняя метеосводка, в первой уже происходят изменения из-за низких орбит полета искусственных спутников Земли. А если на Луне, к примеру, поставить телекамеру, можно одновременно увидеть и зафиксировать облачность над целым полушарием Земли.
Существует такая гипотеза: Луна — отколовшийся кусок Земли. Поскольку на нашей родной планете существуют атмосфера, осадки, эрозия почвы, достаточно трудно понять, что происходило с Землей миллиарды лет назад. Луна находится в вакууме, единственный разрушающий ее процесс — бомбардировка метеорными телами. Поэтому геологи имели большой интерес к изучению структуры Луны. Хотели понять, худеет или поправляется единственный спутник Земли, пролить свет на историю формирования нашей планеты.
В последние годы ученые обнаружили в лунном грунте изотоп гелия — гелий-3, которого практически нет на Земле. Он необходим для реакции термоядерного синтеза. Солнце, огромный естественный термоядерный реактор, погаснет через несколько миллионов лет. Землянам потребуется новый источник энергии. Японские ученые подсчитали: даже если придется перерабатывать на Луне тонны грунта, извлекая оттуда мизерные количества гелия-3, это будет выгодно, учитывая, что термоядерная энергетика может продлить жизнь на Земле.
— Основное финансирование советских космических программ шло, как известно, по военному ведомству. Какое стратегическое значение имела Луна для военных?
— На Луне, как известно, нет атмосферы. Поэтому взрыв атомной бомбы там будет неэффективен. Взрыв — это волна сжатия, передающаяся по воздуху или какой-либо другой среде, значит, на Луне атомный взрыв ограничится яркой вспышкой, возможно, излучением. Наши военные предполагали: Луна — идеальный командный пункт, недосягаемый с Земли. Интересно, что позже мы узнали: аналогичные планы вынашивали американцы. Эти разработки обе стороны держали в строжайшей тайне.
— В песнях 60-х годов можно было услышать о цветущих яблонях на Марсе, но о лунных поселениях даже не упоминалось. Между тем эта тема всерьез разрабатывалась советской наукой и финансировалась советским правительством.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
— Нам сформулировали такую задачу: поэтапно, используя транспортную космическую систему на базе ракеты Королева, вывести на орбиту Земли два космических аппарата, состыковать их в связку, которая полетит к Луне, чтобы построить лунное поселение. Проект был очень большой и интересный.
Практически на Луне нужно было создать кусочек Земли. Люди на родной планете не задумываются, чем дышать, а на Луне форточку не откроешь. Нужна система поглощения углекислого газа и выделения кислорода, нужны вода, защита от солнечной радиации. Пришлось сотрудничать с полусотней организаций, работавших на разных направлениях. Медики, энергетики, геологи, транспортники, архитекторы — все были связаны в единый клубок и работали по нашему заданию.
Лунное поселение начиналось с нескольких доставляемых с Земли луноходов-убежищ. В них в течение первых тридцати дней должны были жить первые лунные поселенцы. Они могли перемещаться по Луне и совершать необходимые рекогносцировки. На выбранном месте из доставляемых с Земли блоков космонавты-строители монтируют основное сооружение, в котором обеспечивается первым лунным поселенцам максимальный комфорт, сравнимый с жизнью на Земле. Первый экипаж предполагался из четырех космонавтов, затем к ним присоединялись еще четверо. Так до 12 человек. Каждая четверка должна была работать на Луне в течение года. Некоторые системы жизнеобеспечения были замкнуты: очистка воды, газовой среды, производство продуктов питания. Разрабатывался блок специальной космической оранжереи.
Ученые Красноярска провели интересный эксперимент: женщину-добровольца поместили на три месяца в замкнутый объем. Воспроизводство кислорода для нее осуществляли растения, она смогла собрать там небольшой урожай пшеницы и испекла пирожок.
— Как раз в конце 70-х годов прошлого века на Земле разразился энергетический кризис. Как планировалось решить эту проблему на Луне?
— Лунные сутки — это 28 земных: 14 суток — день, 14 суток — ночь. Значит, энергию солнечных батарей можно было использовать только днем. Например, для транспортных средств. Ученые пришли к выводу: источник энергии должен быть ядерным. Предполагалось защитить его, закопав в лунный грунт. На Луне существуют морские и горные районы. Морские области, обращенные к Земле, покрыты толстым слоем минерала, похожего на мокрый песок. Это реголит. Предполагалось сверху засыпать им блоки лунного поселения для защиты от солнечной радиации и метеоритного потока.
— Какие условия жизни были предусмотрены в лунных поселениях?
— В Архитектурном институте была создана группа студентов, защищавших диплом по архитектуре лунных сооружений. Наши дизайнеры тогда предложили: каждый космонавт должен иметь свою кабину. В том числе на орбитальной станции во время длительного полета. Каждое помещение на лунной станции, по нашему замыслу, должно было быть многофункционально. У лунного модуля была внешняя защитная оболочка и внутренняя, которая вращалась. Например, космонавты ужинают в кают-компании, поворот — и они оказываются в тренажерном зале.
— Сколько стоил советский проект поселений на Луне?
— По нашим подсчетам, на построение лунной базы ушло бы несколько десятков миллиардов долларов. Если американская лунная программа «Аполлон» тянула на 34 миллиарда долларов, то проект лунных поселений был в десятки раз дороже. Это были не разовые затраты: лунный город требовал постоянных вложений.
Тогда наш генеральный конструктор академик Бармин поехал на доклад к Дмитрию Федоровичу Устинову, секретарю ЦК КПСС, отвечающему за оборону. Один из вопросов был о лунных базах. Я был ведущим специалистом по этому проекту. После доклада нашего руководителя пригласили меня. Устинов внимательно выслушал сообщения, посмотрел чертежи будущих лунных поселений и заметил: «У меня нет сомнений, что проект надо реализовывать. Но не дай бог о нем узнают американцы!». США были богаче, лунную гонку СССР не потянул бы.
С этого момента наш проект лунной базы стали задвигать. Хотя работы продолжались. Под Ташкентом мы нашли участок, похожий на лунный ландшафт, на котором преобладали базальтовые породы, характерные для Луны. Организовали там филиал нашего КБ для создания полигона по испытанию модулей лунной базы. Идею лунодрома активно поддерживал первый секретарь ЦК Узбекистана Рашидов, ему очень хотелось иметь свой космический полигон, был же у Казахстана — Байконур. Рашидов неоднократно приезжал на нашу базу, всячески поддерживал наших специалистов. Но работы над лунным поселением было решено законсервировать, затраты были неподъемны для советской экономики.
— Если бы российским специалистам предложили участвовать в межпланетном космическом проекте, что можно было бы использовать из разработок вашего коллектива?
— Наши специалисты на основе научного анализа впервые в мире показали: да, лунные города — это реально, это возможно. Но наш опыт подтверждает: осуществить этот грандиозный проект по силам всему человечеству, а не отдельной стране.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68