СюжетыЭкономика

ДЕЛА ОБ ОТМЫВАНИИ МИЛЛИАРДОВ ПРОПАЛИ НИ ЗА ГРОШ

ВЛАСТЬ И ДЕНЬГИ

Этот материал вышел в номере № 57 от 09 Августа 2004 г.
Читать
Прошлым летом Россия вступила в Международную группу по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ). Наша справкаФАТФ — это Financial Action Task Force on Money Laundering, в дословном переводе — Группа финансового действия по борьбе с отмыванием...

Прошлым летом Россия вступила в Международную группу по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ).

Наша справка

ФАТФ — это Financial Action Task Force on Money Laundering, в дословном переводе — Группа финансового действия по борьбе с отмыванием денег. Международная межправительственная организация, объединяющая более 30 государств, которая координирует деятельность правоохранительных органов и предъявляет к странам-участницам вполне определенные требования.

Россию приняли в ФАТФ прошлым летом (никто не заставлял, сами стремились). По идее, «40 рекомендаций ФАТФ» должны были стать евангелием для наших чиновников. Есть среди них такая: «Поддерживать тесное сотрудничество в осуществлении операций правоохранительного характера и оказывать взаимную помощь в уголовном и судебном разбирательстве случаев «отмывания денег», а также содействовать расследованию преступлений в этой сфере и конфискации легализованных незаконных доходов».

Или такая: «Обмен оперативной информацией о конкретных подозрительных операциях и участвующих в них лицах <…>, обеспечить возможность своевременного возбуждения уголовных дел в каждой из стран, а при необходимости — проведение совместных действий и оказание правовой помощи <…>».

Время подводить итоги. Для нас они, увы, неутешительны. Российские правоохранители не вполне готовы взаимодействовать с Западом, поскольку их возможности существенно ограничивают более мощные ветви исполнительной власти. Именно на этих ветвях удобно расположились госслужащие, связанные с крупномасштабным отмыванием средств — легализацией доходов, полученных незаконным путем. И, к сожалению, они до сих пор диктуют свои условия всему правоохранительному сообществу, в том числе и российской прокуратуре.

Мы обобщили уже известные и совсем новые случаи, когда Генпрокуратура (вряд ли по своей воле) не давала ход разбирательству, прекращала дело или под разными предлогами фактически избегала сотрудничества с зарубежными коллегами. Анализ ситуации продемонстрировал: отказываясь от громких международных расследований, Россия потеряла миллиарды долларов.

Взаимодействие Генпрокуратуры РФ с зарубежными правоохранительными органами в 1997—2004 гг.

Суть вопроса: 1997—1998 гг. Бизнесмен Сергей Михайлов. Западные правоохранители пытались доказать его связь с солнцевской преступной группировкой.

Страны, где проводят (проводили) расследование: Швейцария, США

Положение дела в России: В ответ на запрос Генпрокуратура РФ сообщила, что Михайлов ей (а также МВД и ФСБ) неизвестен. Информация о его судимостях в рай-прокуратуре оказалась уничтоженной. Милицейская база данных по солнцевским, согласно документам, «не пополнялась, носила формальный характер». Михайлов был полностью оправдан.

Цена вопроса: $ 350 млн

Суть вопроса: 1998—1999 гг. и по сей день. Дело об отмывании денег через «Бэнк оф Нью-Йорк».

Страны, где проводят (проводили) расследование: США, Германия, Италия, Великобритания

Положение дела в России: Генпрокуратура РФ не признает связи многих российских уголовных дел об отмывании денег с делом «Бэнк оф Нью-Йорк». «В России дела «Бэнк оф Нью-Йорк нет», — отвечают в Генпрокуратуре.

Цена вопроса: $ 5 млрд

Суть вопроса: 1998—1999 гг. Дело «Мабетекс». Экспорт российской нефти и кредиты в зарубежных банках для реконструкции Кремля и проч. Арест управделами президента Бородина в США. Кредитные карточки для Бориса Ельцина и членов его «семьи».

Страны, где проводят (проводили) расследование: Швейцария, США, Россия

Положение дела в России: Дело прекращено «за отсутствием состава преступления». Замгенпрокурора Колмогоров не мог разобраться в ксерокопиях документов из Швейцарии.

Цена вопроса: $ 1,5 млрд

Суть вопроса: 2000 г. и по сей день. Дело SPAG – Санкт-Петербургское общество недвижимости и долевого участия. Владимир Путин и Герман Греф были консультантами. В мае 2000 г. глава SPAG арестован в Вадуце по обвинению в отмывании российских денег. Весной 2003 г. – обыски в штаб-квартире SPAG в Германии.

Страны, где проводят (проводили) расследование: Германия, Лихтенштейн

Положение дела в России: Дела не возбуждали.

Цена вопроса: Минимум 5 млн евро

Суть вопроса: 1999—2001 гг. Попытка вернуть в РФ деньги, конфискованные у российских преступников (ореховских и проч.).

Страны, где проводят (проводили) расследование: Испания

Положение дела в России: Долгое время не хотели принимать.

Цена вопроса: $ 55 млн

Суть вопроса: 2000 г. Фирмы, подконтрольные Борису Березовскому, — «Андава» и «Форус», через которые проходили деньги «Аэрофлота». Скандал с «ЛогоВАЗом».

Страны, где проводят (проводили) расследование: Швейцария, Россия

Положение дела в России: Отставка следователя Волкова под давлением руководства Генпрокуратуры. Провал дела Березовского в британском суде.

Цена вопроса: $ 3 млрд минимум

Суть вопроса: 2003 г. и по сей день. ФБР изымает документацию фирм «Омека» и «Энергопул» Марка Каушанского – недавнего бизнес-партнера бывшего главы Минатома РФ Евгения Адамова. Фирмы были тесно связаны с российскими коммерческими организациями и Минатомом.

Страны, где проводят (проводили) расследование: США

Положение дела в России: Дело не возбуждалось, несмотря на запросы Комиссии Госдумы РФ по борьбе с коррупцией.

Цена вопроса: $ 5 млн минимум

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Суть вопроса: 2003 г. и по сей день. Один из руководителей системы «Газпрома» построил дома в Германии и не сумел оправдать полученные из России деньги. Средства проходили через три немецкие фирмы.

Страны, где проводят (проводили) расследование: Германия

Положение дела в России: Сменили ответственного за взаимодействие с немецкой стороной. Не проводят расследование.

Цена вопроса: $ 30 млн

Суть вопроса: Дело «Трех китов» о контрабанде мебели, связанное с отмыванием денег через «Бэнк оф Нью-Йорк», имеющее также связи с торговлей оружием.

Страны, где проводят (проводили) расследование: Германия, Италия, США, Россия

Положение дела в России: Генпрокуратура пыталась закрыть «за отсутствием состава преступления», забрала дело из Следственного комитета МВД РФ, выдвинула обвинение против следователя, который занимался этим разбирательством.

Цена вопроса: Сотни млн долларов, 40 млн DM минимум

Суть вопроса: Дело № 193608. По мнению следствия, имеет отношение к финансированию лидеров российских преступных сообществ и делу «Бэнк оф Нью-Йорк».

Страны, где проводят (проводили) расследование: США, Россия

Положение дела в России: Прекращено «за отсутствием события преступления» по распоряжению Генпрокуратуры. Следователь также отстранен от расследования уголовного дела о контрабанде.

Цена вопроса: Порядка $ 1 млрд

Итого, отказавшись от расследований, Россия потеряла как минимум: $ 11 млрд 70 млн

Список провалов, как видите, тянется из недалекого прошлого в настоящее. Для любителей сравнивать эпохи: переход от президентства Ельцина к президентству Путина существенных перемен не принес. Российские следователи традиционно получают по рукам за всякую попытку объективного уголовного разбирательства, особенно в тех случаях, когда их совместная работа с западными коллегами упирается в высоких российских чиновников, а цена вопроса зашкаливает за 1 млрд долларов.

Отстраненные следователи

27 августа 1999 года следователь Генпрокуратуры Георгий Чуглазов отстранен от расследования скандального дела фирмы «Мабетекс» в тот самый момент, когда он собирался поехать в Швейцарию за документами, касающимися в том числе и Управления делами президента РФ.

Август 2000 г. Старшего следователя по особо важным делам Николая Волкова (тогда расследовал «дела Березовского») пригласили в кабинет первого замгенпрокурора Бирюкова, где выяснилось, что следователю не доверяют и что, вызвав швейцарского коллегу в Россию для продолжения совместной работы, он взял на себя слишком много. Волков был вынужден написать заявление об отставке.

20 декабря 2000 г. Генпрокуратура возбудила уголовное дело против следователя Следственного комитета МВД РФ Павла Зайцева, который расследовал контрабандное дело «Трех китов», связанное с отмыванием денег через «Бэнк оф Нью-Йорк». 22 ноября 2000 г. Генпрокуратура забрала дело к себе. 7 мая 2001 г. прекратила его «за отсутствием состава преступления», затем, после серьезного давления, вновь возбудила. Его взял под личный контроль президент Путин. Однако, несмотря на документы, присланные из Германии (подробнее см. сайт «Новой»), Генпрокуратура не интересуется происхождением денег, полученных от фирм Питера Берлина (дело «Бэнк оф Нью-Йорк») на строительство мебельных центров «Гранд», «Три кита» и прочей московской недвижимости. В этом уголовном деле обвиняемых нет до сих пор. Зато 10 августа этого года дело по обвинению следователя Зайцева будут рассматривать в Верховном суде.

13 июля 2004 г. Генпрокуратура отстранила следователя Следственного комитета МВД РФ Александра Сивцева от разбирательства, тесно связанного с уголовным делом № 193608, ранее закрытым по распоряжению Генпрокуратуры. Дело касалось отмывания примерно 1 млрд долларов.

Год в ФАТФ

В Генпрокуратуре год России в ФАТФ отметили, прекратив очередное уголовное дело об отмывании денег и отстранив очередного следователя от антикоррупционного разбирательства. Более того, прокуроры делают все возможное, чтобы подобная их активность осталась в тени.

Вот небольшой пример. Из Генпрокуратуры в МВД РФ пришло письмо (№ 16/4-1502-02). Послание это напрямую нас касается:

«В связи с опубликованием в 17 номере «Новой газеты» в статье «А теперь о скачках» копий процессуальных документов из дела (№ 193608. — Р. Ш.) необходимо выяснить, каким образом материалы уголовного дела появились в редакции газеты.

Начальник Управления по надзору за процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции, государственный советник юстиции 2 класса А. П. Кизлык».

Полностью публикация в «Новой» называлась «А теперь о скачках. Скачали 1 млрд долларов». Уголовное дело, о котором идет речь, Генпрокуратура распорядилась закрыть — в этом и состояла проблема. Касалось оно отмывания денег в объеме примерно 1 000 000 000 долларов.

Именно этим уголовным делом интересовались представители ФБР (США) — в Латвию, Словению, Германию были направлены международные следственные поручения. Выявлены некоторые связи с делом «Бэнк оф Нью-Йорк». Появились вполне обоснованные подозрения, что офшорные компании, которые получили не совсем чистые доллары, служили кошельком для лидеров российских преступных сообществ…

Удивительно, но даже сейчас в Генпрокуратуре никто не пытается понять, почему прекратили уголовное дело об отмывании миллиарда (сделал это помощник генпрокурора Александр Ефанов). Там терзаются другим важнейшим вопросом: откуда об этом узнала «Новая газета»?

Многострадальное дело об отмывании вел следователь Следственного комитета МВД РФ Александр Сивцев. Он не согласился с прокурорским решением и, как мы уже сообщали, подал в суд на Генпрокуратуру. Районные судьи бежали от него в панике и заявления принимать отказались наотрез, не смелее оказались и в Мосгорсуде.

К тому же первый замгенпрокурора Бирюков в своем интервью «Комсомольской правде» публично обрушился на следователя, посвятив ему целый абзац. Но Сивцев все же дошел до Верховного суда.

Перед Верховным судом теперь встала серьезная проблема: в Москве насмерть перепуганные судьи отказали следователю в возможности оспаривать решения чиновников Генпрокуратуры. А, к примеру, в Оренбургской области в январе этого года судебная коллегия по уголовным делам определила, что даже обычный милицейский дознаватель может обжаловать действия прокурора в суде.

В Генпрокуратуре непростую ситуацию, видимо, тоже предчувствовали. Как только жалоба следователя Сивцева пересекла порог Верховного суда, из Генпрокуратуры в МВД ушло такое письмо: «Направляется Вам для исполнения постановления заместителя Генерального прокурора РФ Звягинцева А. Г. об отстранении старшего следователя по особо важным делам следственной части Следственного комитета при МВД России Сивцева А. А. от дальнейшего производства расследования по уголовному делу № 91038 (особенность этого разбирательства в том, что оно было выделено из уголовного дела об отмывании миллиарда долларов и неразрывно с ним связано, фиктивные фирмы и персонажи в этих двух делах — одни и те же. — Р. Ш.).

В связи с указанием Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Бирюкова Ю. С. это дело для дальнейшего расследования надлежит передать иному следователю в другой отдел следственной части СК при МВД России».

Подпись все та же: прокурор Александр Кизлык. Смотришь на письмо, и возникает ощущение, что первые лица Генпрокуратуры только и думают, как избавиться от следователя, постоянно напоминающего о закрытом деле об отмывании миллиарда.

При чем тут администрация президента

Справедливости ради отметим: в России за этот год, как могли, старались выполнять международные обязательства. Пусть не все проходило гладко, но Госдума ввела контроль за крупными сделками с недвижимостью и дорабатывала закон «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем…». Группа российских банков выступила с совместным заявлением против отмывания денег. Глава Комитета по финансовому мониторингу при Минфине Зубков отчитался перед Путиным о cотрудничестве с западными правоохранительными органами…

Достаточно ли было этих усилий? Государственная машина скрипела шестеренками, потребляла ресурсы, однако в расследовании уголовных дел и в реальном, а не только теоретическом противодействии отмыванию денег оказалась совершенно неэффективной.

Обратите внимание: практически все прекращенные дела — и прошлые, и нынешние — так или иначе упираются в администрацию президента РФ и людей, к ней приближенных: дело «Бэнк оф Нью-Йорк», «Мабетекс», питерский SPAG, «Аэрофлот», «Газпром»… А ведь президентская администрация, что бы ни говорил Путин о самостоятельности Генпрокуратуры, — единственный и очень жесткий рычаг, воздействующий на эту структуру. И пока Генпрокуратура послушна — никаких «сюрпризов» в расследовании громких дел не случится.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow