СюжетыОбщество

«АЛЬФА» — MATER. ЛЕГЕНДАРНОМУ СПЕЦНАЗУ 30 ЛЕТ

НАШИ ДАТЫ

Этот материал вышел в номере № 54 от 29 Июля 2004 г.
Читать
Центр специального назначения — управление «А» — создавали для борьбы с террористами, а сегодня используют и для перевозки черной икры, и для уличных разборок, связанных с детьми руководителей ФСБ, и для попугивания неблизких к власти...

Центр специального назначения — управление «А» — создавали для борьбы с террористами, а сегодня используют и для перевозки черной икры, и для уличных разборок, связанных с детьми руководителей ФСБ, и для попугивания неблизких к власти олигархов…

Ветеран спецподразделения «Альфа» Василий БУРИЛИН в свои неполных 50 имеет общий стаж в органах КГБ—ФСБ более 25 лет, десять из них он отдал службе в подразделении антитеррора «Альфа».

— Как вы попали в «Альфу»? Какие критерии отбора существовали в те годы?

— По окончании срочной службы в ВДВ работал на заводе и заочно учился в Москве, во Всесоюзном заочном юридическом институте…

В общем, мне было 23 года, когда предложили службу в КГБ. Согласился. Меня направили на годичные курсы в Ленинград. После их окончания присвоили звание младшего лейтенанта и вскоре предложили служить в подразделении антитеррора «Альфа». Сегодня я могу сказать, что те десять лет, которые я провел в «Альфе», были лучшими годами моей жизни. С «Альфой» я прошел Афганистан, участвовал в различных операциях по освобождению заложников и захвату террористов. Все они были успешными.

В Сарапуле удалось освободить всех детей, захваченных тремя солдатами внутренних войск. А в 1988 году — группу Якшиянца, угнавшую самолет с детьми из Минвод в Израиль. Здесь мне пришлось выполнять снайперские функции, находясь в течение многих часов на крыше ангара.

— «Новая газета» и ее журналисты — Юрий Щекочихин и я — получали письма от военнослужащих «Альфы», где они жалуются на отношение к ним руководства, приводят факты, когда офицеров «Альфы» используют не по назначению. При задержании руководителя «ЮКОСа» бизнесмена Ходорковского, который стал поддерживать оппозиционные властям партии, также использовалась группа «Альфа», хотя, как пишут нам сами альфовцы, с этим могли справиться сотрудники милиции.

Военнослужащие «Альфы» жалуются на своих начальников, которые после успешных операций, в частности по захвату Салмана Радуева в 2000 году, не забывали представить себя к наградам, а те, кто рискует жизнью, остаются ни с чем.

— Мне трудно оценивать весь этот негатив, о котором вы говорите. Но по поводу наград больших фээсбэшных начальников — это правда. Да и в руководство «Альфы» в последние годы приходят люди случайные. Для них это маленький эпизод в жизни, трамплин для занятия высоких должностей.

В наше время командирами «Альфы», командирами подразделений этой структуры были люди высоко порядочные, офицеры чести. Такими были и покойный генерал Виктор Карпухин, отказавшийся штурмовать здание Верховного Совета, и Роберт Ивон — один из первых командиров «Альфы», и генерал Геннадий Зайцев, и полковник Романов, руководивший штурмом дворца Амина в Афганистане, и полковник Сергей Гончаров, который сейчас руководит ассоциацией ветеранов «Альфы», и мой первый непосредственный командир полковник Анатолий Савельев, погибший в 1998 году при спасении шведского дипломата.

Они всегда первыми шли на риск и берегли жизни своих подчиненных. Ведь Савельеву было уже 50 лет, и он не должен был идти сам, мог приказать другому. Но не в характере этих людей прятаться за спины товарищей.

Вы знаете, именно офицеры «Альфы» были задействованы в обмене Буковского на Луиса Корвалана. И офицеры не позволяли себе ни грубости, ни хамства в отношении сопровождаемого ими Буковского. Он, кстати, это впоследствии отмечал.

То, что мне пришлось десять лет служить в «Альфе» с этими прекрасными людьми, — это счастье, это лучшие годы моей офицерской жизни. Наши командиры, как и мы, рисковали жизнью. И у них была одна привилегия — быть в бою первыми.

— Сегодня другие критерии у фээсбэшных начальников. Наверное, поэтому и гибнут простые офицеры «Альфы» чаще, и немало случаев, когда офицеры пишут рапорты на увольнение, не желая служить в такой обстановке неуважения к личности.

— Вы правы. Сегодня не ценятся лучшие офицерские и человеческие качества людей. Именно поэтому многие лучшие ушли и уходят из «Альфы».

Но сегодня — наш день. И мы соберемся вместе — ветераны и молодежь. Нам есть о чем поговорить. Обязательно вспомним поименно погибших и умерших еще достаточно молодыми многих наших товарищей: Виктора Карпухина, Анатолия Савельева, Владимира Филимонова, Михаила Соболева, Владимира Марфина, Геннадия Сергеева, Дмитрия Волкова, Геннадия Зудина, Виктора Шацких и многих других, похороненных на аллее Николо-Архангельского кладбища.

— Скажите, а какая-то помощь семьям погибших оказывается?

— Поднять на ноги детей погибших на тот мизер, который выделяет государство, невозможно. Безусловно, заботу о семьях погибших наших товарищей берет на себя Ассоциация ветеранов.

Кстати, мы хотим помочь и в вашей работе. Мы знаем, что «Новая газета» оказывает помощь чеченским детям, оставшимся без родителей. Мы хотели бы через вас передать в школы-интернаты, в центры временного размещения, в детские дома пять тысяч школьных учебников.

Пусть это будет совместная акция «Новой газеты» и ветеранов «Альфы».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow