Генерал-лейтенант Вячеслав Валентинович Тихомиров командовал объединенной группировкой в Чечне больше чем кто бы то ни было — с ноября 1995 года и до вывода войск в декабре 1996 года.
Во все времена, как в первую, так и во вторую чеченскую кампанию, группировка российских войск в Чечне была лишь формально объединенной. На самом деле и руководство ФСБ в Ханкале, и руководство МВД далеко не всегда докладывали командующему о своих планах, особенно если эти планы выходили за рамки норм Уголовного кодекса. Этим же грешили и грушники. Ответственность же за все нес командующий объединенной группировкой.
В феврале 1996 года в горном Шатое планировались переговоры. Боевики обещали доставить туда около тридцати пленных российских военнослужащих — солдат, офицеров и даже контрактников из 245-го мотострелкового полка. Матери с нетерпением ждали своих детей в Ханкале. Именно в этот день разразилась снежная буря. Командующий все же вылетел на вертолете, но ему удалось долететь только до Старых Атагов, а оттуда до Шатоя пришлось добираться бронегруппой. В горах БТРы и БМП забуксовали — тогда генерал Тихомиров прорвался в Шатой на армейском автомобиле «Урал» без охраны.
Туда же офицеры МВД должны были доставить из Грозного задержанных чеченцев. Руководители от МВД в Ханкале проигнорировали приказ командующего. Тихомиров, рискуя собственной жизнью, вел переговоры в Шатое. По радиостанции ему сообщили, что вот-вот привезут задержанных жителей Чечни, но… просто обманули.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Впоследствии много усилий потребовалось, чтобы спасти наших солдат, однако некоторые из них погибли в неволе. Все контрактники были расстреляны боевиками. Именно тогда офицеры группы розыска без вести пропавших услышали слова генерала Тихомирова: «Я отменю любой свой приказ, если он препятствует спасению пленных…».
После окончания 1-й чеченской кампании генерал Тихомиров был назначен начальником штаба, а затем и командующим Уральским военным округом. А в январе 2000 года в самый тяжелый период 2-й чеченской кампании Тихомирова перевели в МВД на должность заместителя министра и главкома внутренних войск.
Новый главком добился обеспечения группировки современными средствами связи; при главном госпитале внутренних войск в Реутове по приказу Тихомирова был построен оборудованный по последнему слову техники хирургический корпус. Сборы высшего командного звена и их обучение проводились не только в Московском округе, но поочередно — в Северо-Кавказском, Северо-Западном. Вся эта колоссальная работа позволила значительно сократить потери личного состава в Чечне.
Трагедия 22 июня в Ингушетии и гибель 90 человек потрясли всех. Увы, вместо того чтобы разобраться в истинных ее причинах, стали спешно искать, кого наказать. Главные причины трагедии — в том, что спецслужбы Ингушетии, и прежде всего ФСБ республики, занимались внесудебными расправами. Число бесследно исчезнувших жителей республики исчислялось десятками. Тем не менее в прошедшую пятницу министр внутренних дел Нургалиев нашел «виновника»: вызвал на ковер Вячеслава Тихомирова.
Генерал Тихомиров написал рапорт об отставке.
Я не знаю, какое решение о судьбе генерала примет Верховный главнокомандующий. Знаю лишь, что Вячеслав Тихомиров никогда не был паркетным генералом. Многие годы службы в самых «горячих точках» — от Приднестровья до Чечни — для него главным было не только выполнять боевую задачу, но и сохранять жизни солдатам.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68