На то, чтобы вывести на рынок новый лекарственный препарат, фармакологические предприятия тратят от 600 до 800 миллионов долларов. Именно во столько обходится разработка нового препарата «с нуля»: клинические исследования (сначала на мышках-крысках, а потом и на людях) и пиар-кампании по продвижению нового товара. Однако производители лекарственных средств нашли гораздо более дешевый способ расширить ассортимент своей продукции.
Дженерик — имитация препарата оригинального производителя, причем копироваться может все: и состав лекарства, и дизайн упаковки, и даже название. Дженерик фактически является подделкой, но подделкой качественной и легальной. Производитель препарата-имитации честно регистрирует свой бренд, а чтобы не нарушать авторские права, меняет одну-две буквы в названии товара. Например, «Нош-бра» компании «Ферейн» является дженериком препарата «Но-шпа».
Производство дженерика, естественно, гораздо дешевле, чем разработка собственного препарата. Производителю не приходится платить за разработку, а это очень существенная статья расходов. Когда же дженерик выходит на рынок, фармкомпании опять не нужно тратиться на рекламу и раскрутку бренда — слова, отличающиеся от уже известных на одну-две буквы, воспринимаются как оригинальные.
Такой прием используют не только фармакологические предприятия. В столичных магазинах сплошь попадаются кроссовки Njke, духи Kehzo и напитки Papsi-Cola. Потребители относятся к таким товарам в большинстве своем негативно.
Однако фармакологические компании, производящие дженерики, утверждают, что качество их продукции ничуть не ниже, чем у «родных» препаратов. В то же время оригинальные производители стараются дискредитировать имитаторов, которые отбирают у них прибыль. Рассудить, кто здесь прав, практически невозможно — так же, как и изменить ситуацию.
В Европе на сегодняшний день почти половина лекарственного рынка оккупирована дженериками. Такие лекарства дешевле, чем оригиналы, на 40—60 процентов, а значит — доступнее для потребителя.