СюжетыОбщество

НЕФТЯНОЙ ОЛИГАРХ ФЕЛИКС ДЗЕРЖИНСКИЙ

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ

Этот материал вышел в номере № 43 от 21 Июня 2004 г.
Читать
Принято считать, что славные советские чекисты занялись сырьевым, банковским и другими видами бизнеса лишь в начале 90-х годов прошедшего века. А до этого они всегда сурово хмурили брови при одном только упоминании о зеленых бумажках. Даже...

Принято считать, что славные советские чекисты занялись сырьевым, банковским и другими видами бизнеса лишь в начале 90-х годов прошедшего века. А до этого они всегда сурово хмурили брови при одном только упоминании о зеленых бумажках. Даже в пресловутые годы НЭПа в этом отношении сердца их были горячи, руки чисты, а помыслы еще чище…

Эмба

Нефть в районе соленой реки Эмба (Западный Казахстан) была открыта в конце XIX века. Промышленная разработка месторождения Доссор началась в 1911 г., а месторождения Макат — в 1915 г. В ходе Гражданской войны большевики убедились в значении «черного золота». И как только в первой половине января 1920 г. ими был завоеван Эмбинский нефтяной район, 4-я Красная армия тут же была переквалифицирована в трудармию — во «2-ю революционную армию труда». Ей было приказано не только восстановить добычу, но и в кратчайшие сроки обеспечить транспортировку нефти в центр. Бывшие красноармейцы, теперь трудармейцы (бесплатная по сути рабсила!), приступили к постройке железной дороги Александров Гай — Эмба и прокладке нефтепровода Саратов — Эмба. Работы проводились в тяжелейших условиях (зимний период, безжизненное пространство) и требовали колоссальных затрат. Несмотря на грозные декреты большевистского СТО (Совета труда и обороны), данный прожект в тот момент являлся откровенной утопией. Поэтому, как только весной 1921 г. Красная армия захватила Баку, работы по строительству железной дороги и нефтепровода были остановлены. Разработкой нефтяных промыслов продолжил заниматься государственный трест «Эмбанефть», на который теперь легла задача по обеспечению транспортировки нефти («хоть на верблюдах»!). Стоявший во главе треста некто Фридман — «чрезвычайный уполномоченный СТО» — 23 февраля 1923 г. направил письмо в НКПС, где просил «принять к обсуждению и осуществлению расчистку устья реки Урал, чтобы дать свободный доступ морским судам в Гурьев». А также построить узкоколейку Гурьев — Доссор «для переброски материалов на нефтяные прииски».

О пользе совмещения должностей

Железный Феликс в качестве наркома путей сообщения прочел это письмо, затем в качестве председателя ГПУ навел справки и выяснил, что гострест «Эмбанефть» помимо промыслов Доссор и Макат включает в себя два нефтеперерабатывающих завода: Константиновский под Ярославлем и Варинский в Сормове (Нижний Новгород). Сама эмбинская нефть по качеству заметно уступает, а по себестоимости гораздо дороже грозненской и бакинской. Но обладает одним преимуществом: при переработке из нее получались лучшие по качеству технические масла, смазки типа солидола. Константиновский завод на тот момент являлся монополистом в их производстве.

И дрогнуло кристальное сердце Феликса Эдмундовича Дзержинского. Уж кто-кто, а он-то знал, что все его соратники-наркомы протежируют частные компании и фирмы. За очень приличные откаты. И ничего им не скажешь — НЭП на дворе… А он, Феликс, имея под собой все пути сообщения Союза и мощнейшую силовую структуру, ходит как бедный родственник. Тем более что Владимир Ильич, перед которым Феликс и выдерживал реноме честного и неподкупного (и который, надо сказать, весьма скептически оценивал хозяйственные возможности Феликса), уже безвылазно пребывал в Горках в известном состоянии.

В Главконцесском, выдававший лицензии на частнопредпринимательскую деятельность, полетела справка-записка от 25 марта 1923 г. за подписью не кого попадя, а заместителя начальника Секретно-оперативного управления и начальника Особого отдела ГПУ Генриха Ягоды. Третьего лица (после Дзержинского и Менжинского) в тогдашней чекистской иерархии.

Обращает на себя внимание пункт 7, показывающий, каким именно образом концессионеры с Лубянки хотели решить проблему прокладки железной дороги до нефтяных месторождений:

«Если ГПУ даст рабочую силу до 2.000 человек, а НКПС — материал и подвижной состав с линии Владимир — Рязань, то в 1,5 года может быть построена железная дорога Гурьев — Макат с небольшими затратами на шпалы и фрахт (шпалы можно заготовить средствами ГПУ), а принимая во внимание фрахт за счет НКПС, то дорога обойдется в небольшую сумму, считая сюда вознаграждение высшего квалифицированного персонала, мелкие материалы и разъездные расходы — около 250.000 руб.».

В конце этой же справки потенциальные олигархи — товарищ Ягода и скромно стоящий в его тени товарищ Дзержинский — просили для себя следующие льготы:

«а) право свободного приобретения за границей и беспошлинного ввоза необходимых для промыслов и заводов разного рода машин, оборудования и разных товаров и материалов;

б) право самостоятельной свободной торговли продуктами своего производства как в пределах РСФСР, так и за границей;

в) установление для всех налогов, кои впредь будут применяться к операциям Общества, определенных норм, с тем чтобы общая сумма таких налогов не превышала стоимости 5% полезной добычи;

г) освободить от платы акцизом вырабатываемых нефтепродуктов из добычи за 5,5 лет, а также от промыслового налога.

<…>

Концессию мы просим представить на 25 лет, после чего все предприятие в исправности и на ходу переходит безвозмездно в полную собственность Республики».

Ответ советских бюрократов несколько разочаровал нефтяных королей.

«Главный Концессионный Комитет — в ГПУ

Москва, Воронцово поле, 6. тов. Ягода

При сем препровождается выписка из протокола № 16

п. 1 по делу Акционерного Общества для эксплуатации Урало-Эмбенских нефтяных месторождений.

Замупрделами ГКК Орлов

Выписка

Из протокола № 16 заседания Главного Концессионного Комитета при СНК по делам о концессиях 14/IV-1923 года.

Слушали: Об организации Акционерного Общества для эксплуатации Урало-Эмбенских нефтяных месторождений.

Постановили: 1. а) ГКК по существу проекта договора об организации Урало-Эмбенских нефтяных месторождений не возражает и считает принципы организации, изложенные в записке Учредителей Общества, подписанной т. Ягода

25/III-23 г., в общем правильными.

б) ГКК не считает возможным представить проект договора на утверждение СНК, прежде чем учредители Общества не представят Главконцесскому проект финансирования этого Акционерного Общества.

в) Разрешить учредителям Общества в лице т.т. Ягода, Халатова и Горожан вести предварительные переговоры с иностранными капиталистами на предмет участия последних в обществе при непременном условии систематического информирования ГКК о ходе переговоров».

Бриллианты для АО

Итак, все упиралось в финансирование. Таких идиотов, которые добровольно передали бы свои средства чекистам, среди «иностранных капиталистов» не оказалось. Тогда лубянские бизнесмены предложили альтернативный проект финансирования своего АО.

Но в глазах других большевистских лидеров он оказался уж слишком прямолинейной (если не сказать наглой) попыткой обогащения за государственный счет. На заседании 19 апреля 1923 г. правительство отказалось передать нефтяные ресурсы в руки Дзержинского со товарищи.

Однако Железный Феликс продолжал лоббировать проект. Для чего апеллировал к Политбюро (вотчине товарища Сталина), где нашел поддержку.

«РСФСР … мая месяца

1923 года

Заместитель председателя СНК и СТО Москва, Воздвиженка,

А. И. Рыков

4-й Дом Советов, кв. 13.

Политбюро ЦК РКП (б)

Секретно

<…> К осуществлению одобренного ГКК проекта может быть приступлено лишь после того, когда в распоряжении учредителей Общества окажутся хотя бы небольшие средства для начала работ (до 5 милл.). Состояние нашего бюджета не позволяет выделить эти средства, но в распоряжении ГПУ имеется и постоянно вновь поступает ряд ценностей, которые конфискуются судебными установлениями и, как общее правило, сдаются в Гохран.

Я считаю совершенно целесообразным на 23 и 24 г. передать эти ценности в распоряжение учредителей этого Общества, кои и будут работать по доверенности НКПС для развития Эмбинского района».

В Политбюро ЦК РКП (б)

Препровождая при сем письмо т. Рыкова в Политбюро, я ходатайствую о разрешении ГПУ реализовать ценности для эксплуатации ЭМБЫ. <…> Разрешите нам, ГПУ, совместно с НКПС взять на себя эту задачу, усилить рвение и работу ГПУ по поискам и поимке нелегально увозимых ценностей для выполнения большой исторической задачи. Это не отвлечет ГПУ от его прямых задач — ибо вся хозяйственная сторона падает на хозяйственный орган — на НКПС и Рязано-Уральскую дорогу.

Ф. Дзержинский

Москва

11 мая 1923 г.

№ 577/т».

Как видно из документов, Сталин и Дзержинский оказывали энергичное давление на ВЦИК и СНК. Эти двое уже в 1923 году глубоко прониклись идеей создания АО «СССР» на основе бесплатного труда з/к.

Время пока еще не приспело. Оно подойдет чуть позже.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow