СюжетыСпорт

КАТАСТРОФА НА ВЗЛЕТЕ

«ЗАБЫТАЯ СБОРНАЯ». Совместный проект «Новой газеты» и компании «ЮКОС»

Этот материал вышел в номере № 35-36 от 24 Мая 2004 г.
Читать
Досье «Новой»КОЖЕМЯКИН Анатолий ЕвгеньевичРодился 24 февраля 1953 года в Москве. Центральный нападающий. С 1970 по 1974 год выступал за команду «Динамо». Бронзовый медалист и второй бомбардир чемпионата СССР 1973 года. Обладатель приза...

Досье «Новой»

КОЖЕМЯКИН Анатолий Евгеньевич

Родился 24 февраля 1953 года в Москве. Центральный нападающий. С 1970 по 1974 год выступал за команду «Динамо». Бронзовый медалист и второй бомбардир чемпионата СССР 1973 года. Обладатель приза газеты «Вечерняя Москва» как лучший голеодор столичных клубов (26 игр, 16 голов). В том же сезоне был признан сильнейшим центрофорвардом страны. Финалист розыгрыша Кубка кубков 1971 — 1972 годов. Всего Анатолий Кожемякин провел за «Динамо» 85 матчей и забил 32 гола. В первенстве СССР — 62 матча, 24 гола. За молодежную сборную СССР сыграл 4 матча, забил 2 мяча. За взрослую сборную СССР провел 3 игры. Участник отборочных матчей чемпионата мира 1974 года.

В начале 70-х не было человека, который бы не слышал фамилии Кожемякин. 17-летний парнишка, неожиданно для всех появившийся в основном составе звездного «Динамо», своими действиями восхищал даже знатоков. С ним связывали надежды болельщики бело-голубых и тренеры сборной СССР, в которой он дебютировал в 19 лет. И даже две тяжелые травмы в самом начале карьеры, похоже, не вывели из строя одного из самых одаренных на тот момент нападающих.

Но футбольный путь Кожемякина получился коротким: от «Торпедо» и до «Торпедо»…

Именно во втором тайме матча с черно-белыми Константин Бесков впервые выпустил 17-летнего Анатолия, который не стушевался и пару раз неплохо пробил по воротам. Однако в 70-м «Динамо» боролось за золото, и Бескову было не до экспериментов с составом. А Еврюжихин и Козлов забивали исправно… И до начала нового сезона Кожемякин появился на поле лишь раз. Но, видимо, и тех игр хватило тренеру юношеской сборной Евгению Лядину, чтобы понять: Кожемякин — талант.

В Чехии на своем первом международном турнире он забил 7 голов в пяти встречах.

Из воспоминаний Анатолия БАЙДАЧНОГО, партнера Кожемякина по московскому «Динамо» и юношеской сборной СССР:

«О Толе рано заговорили. От природы ему было дано гораздо больше, чем Блохину. На молодежном чемпионате Европы он получил приз не только лучшего бомбардира, но и лучшего игрока вообще».

Карьера развивалась стремительно. Группа подготовки «Локомотива». ФШМ. Сборная Москвы. Лучший нападающий «Кубка юности» и «Кубка надежды». Подсчитать его «детские» голы — занятие бесполезное. Разве что Марадона забивал в столь юном возрасте больше Кожемякина.

«Мощный, быстрый, с резким стартовым рывком, смелый, нацеленный на ворота, напоминавший своими дерзкими и результативными действиями легендарных форвардов команды 40 — 50-х годов, он, казалось, появился в московском «Динамо» на долгие годы…».

В этой характеристике, данной Кожемякину экспертом, есть один очень важный момент: «напоминавший легендарных форвардов 40 — 50-х годов…». Помните? Владимир Ильин, Сергей Соловьев, Генрих Федосов… Такого сравнения не удостаивался позже ни один нападающий «Динамо».

А ведь пробиться в основной состав команды, где конкурировали девять классных форвардов, было делом архисложным. Попасть в заявку на матч — уже успех. Но Кожемякин свой второй шанс, подаренный Бесковым, не упускает: в сезоне 1971 года он семь раз заставляет капитулировать голкиперов — больше, чем кто-либо из динамовцев. У него появляется много поклонников и завистников…

Вспоминает вратарь «Динамо» и сборной СССР Владимир ПИЛЬГУЙ:

«Не могу сказать, что ветераны команды относились к Толе недоброжелательно. Просто у каждого поколения разные взгляды на жизнь. Старики, например, любили итальянскую музыку, молодежь же, и Толя в том числе, больше тяготели к року… Помню один забавный эпизод.

Тогда в Москве как раз появились джинсовые костюмы. И вот Кожемякин заявляется в таком наряде на тренировку в Новогорск. Лев Иванович Яшин не сдержался и съязвил: «Да, хороший костюм водопроводчика…». Но все без исключения были рады, когда такой игрок появился в «Динамо». Разговоры о том, что Кожемякин на сборах отсыпался после гулянок, — глупости. Он очень любил футбол, ему нравилось тренироваться и пахал он всегда наравне со всеми».

Считается, что у каждого футболиста есть самые важные матчи и голы. Однако, посмотрев статистику игр Кожемякина, можно прийти к следующему выводу: если Анатолий забивал – «Динамо» выигрывало! Только в одном матче из 23-х, в которых Кожемякин отличился, бело-голубые уступили и еще один завершили вничью. Плюс ко всему его голы одиннадцать раз оказывались победными! Попробуй тут что-то выделить.

Из отчета ответного поединка с белградской «Црвеной звездой»:

«…Вторую половину игры динамовцы начали несколько вяловато.

И на 53-й минуте югослав Кривокуча открыл счет. Гол как бы подхлестнул динамовцев. Удачно пробившийся через заслон защиты Маховиков бьет по воротам в упор. Вратарь гостей Дуйкович парирует мяч, но Кожемякин добивает его в ворота «Црвены звезды», и советская команда впервые выходит в полуфинал Кубка обладателей Кубков».

Это был второй гол Анатолия в еврокубках. И — последний. Может быть, самый важный — наставник национальной сборной Александр Пономарев вызвал Анатолия на матч с болгарами.

Если тебе девятнадцать и ты — в сборной, значит, достоин. Значит, на тебя всерьез рассчитывают и надеются. Три «С» и одна «Р» на груди алой майки — это не буквы алфавита, это признание. На Кожемякина не просто рассчитывали, в нем были уверены.

Правда, в том сезоне Анатолий забил в чемпионате СССР всего один гол, а в полуфинале Кубка кубков с берлинским «Динамо» его чудовищная ошибка стоила клубу победы.

Вспоминает Владимир ПИЛЬГУЙ:

«То, что произошло в Германии, иначе как конфузом не назовешь.

Мы вели 1:0. Уже в конце игры в одном из моментов Кожемякин вернулся в штрафную, чтобы помочь мне и защитникам. И вдруг неожиданно для всех он берет мяч в руки прямо во вратарской площадке! Судья, естественно, назначает пенальти, и нам забивают гол. Я Толю потом в раздевалке спрашивал: «Что случилось?». Но он и сам толком объяснить не мог. То ли он свисток арбитра услышал и решил, что игра остановилась, то ли наваждение какое. Ругали его потом, конечно, страшно…».

К счастью, в Москве динамовцы в серии пенальти одолели своих немецких одноклубников и вышли в финал.

Вспоминает Владимир ПИЛЬГУЙ:

«К сожалению, в решающем матче Толя участие не принимал. Был травмирован. Я не утверждаю, что с ним мы бы выиграли, но помог бы он нам точно. «Глазго Рейнджерс» — команда силовая, играла в типично британский футбол. И Кожемякина нам очень не хватало. Еврюжихину и Гершковичу было тяжеловато бороться с мощными и жесткими шотландцами…».

Следующий сезон обернулся и радостью, и разочарованием. Он находит спутницу жизни, играет свадьбу, с 16 мячами опять становится главным голеодором команды, выступает за сборную СССР в отборочном матче чемпионата мира с чилийцами.

Но… В судьбе Кожемякина много мистических совпадений. И карьера, начавшаяся матчем с «Торпедо» и закончившаяся перед поединком с автозаводцами. И тяжелая травма, полученная 14 октября 1973 года. Ровно за год до гибели.

В Днепропетровске Анатолий за десять минут забивает два гола, предрешив исход встречи. Соперники всю игру били своего «обидчика», и в концовке вратарь «Днепра» Собецкий как-то даже демонстративно рухнул всей своей тяжестью на ногу форварду. Вид раздробленного колена привел в ужас даже врачей…

Кто-то советовал забыть о футболе, кто-то пугал пожизненной хромотой. Анатолий думал иначе. Не проходит и года, как Кожемякин под восторженный рев болельщиков выходит на замену в матче с «Зарей».

Тем не менее специалисты именно Кожемякина называют лучшим центрофорвардом страны. Следующим динамовцем, которого признают сильнейшим в этом амплуа, спустя 18 (!) лет станет Игорь Колыванов…

Вспоминает Владимир ПИЛЬГУЙ:

«По манере Толя чем-то напоминал Стрельцова. Несмотря на молодость, он отлично читал игру, предугадывал действия и замыслы партнеров, предвидел развитие атаки, умело открывался в штрафной, чувство гола у него было просто потрясающим. Да разве приглашают в сборную в 19 лет просто так?!».

Хотя кто-то и возразит: Кожемякин — это «забытая сборная»? Три игры — ноль голов? Да мало ли таких было! Пороху понюхать не успел!

Вот именно — не успел…

Получилось так, что 9 октября 1974 года в Рио-де-Жанейро тридцатитрехлетний Пеле прощался с футболом, а через пять дней в Москве прощались с Кожемякиным.

Это случилось 13 октября. Днем раньше 21-летний Анатолий, начинавший восстанавливаться после болезни, неудачно отыграл за дубль и попросил Гавриила Дмитриевича Качалина не ставить его на следующий календарный матч с «Торпедо». Не готов, мол. Гавриила Дмитриевич поверил и отпустил со сборов. Но динамовец отправился то ли на пирушку с приятелем, то ли на концерт «Машины времени»… Поздно вечером Кожемякин вернулся домой. «Пьяного не пущу», — сообщила жена и не открыла дверь. Толя не расстроился: дело житейское, сам-то тоже хорош… Переночевал у друга, с которым в десять утра и вышел на лестничную клетку. Вызвали лифт. Тот, не проехав и полпути, остановился. Диспетчер не отвечал — решили выбираться самостоятельно. Раздвинув двери, приятель ловко забрался на площадку и махнул Толе рукой — давай, мол, за мной. Кожемякин замешкался. Уж очень не хотелось лезть в новеньких джинсах Lee… Анатолий уже доставал ногами площадки, как опоздавший лифтер исправил поломку. Лифт тронулся.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow