Эпицентр питерского фестиваля фантастов «Интерпресскон» — памятник Семигранной гайке (знак Следопытов у ранних Стругацких) на берегу Финского залива. Возле памятника гайке идет обряд посвящения в загадочные «Мертвяки», где-то поблизости бродят «Людены» (группа поклонников Стругацких, составителей их библиографии)…
Хорошая фантастика, как известно, сопрягается с реальностью. Вступает с ней в причудливые химические реакции. Памятник Семигранной гайке тоже включен в бурные, на грани фантастики, межличностные отношения наших дней. Семигранную гайку с берега упорно сворачивали. Теперь фантасты заботливо вкапывают ее на время фестиваля. А потом путеводный знак Следопытов выкапывают и увозят с собой.
…Спонсорская «Оболонь» на фестивале льется рекой. Вся сессия с пивом под корюшку на берегу залива называется «Пикник на обочине».
В программу конвента фантастов в профилактории «Буревестник» включено «полное затмение луны». Затмение действительно случилось. А любимые авторы — Михаил Успенский, Сергей Лукьяненко, Олег Дивов — на «Интерпресскон» не приехали.
Зато выступало «Зимовье зверей». Костя Арбенин после концерта объяснял мне, в чем родство «текстового рока» и фантастики: в России оба жанра взяли на себя то, чем уже почти не занимается «высокая словесность». То бишь такой легкий невроз социального гуманизма. С сопутствующими страхами.
Таков именно рассказ молодого писателя Леонида Каганова «Хомка», получивший на фестивале премию «Интерпресскона» и «Бронзовую улитку» — авторскую премию Бориса Натановича Стругацкого.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
«Хомка» — страшноватый рассказ о детях будущего, играющих живыми зверьками-игрушками, чей генокод смоделирован так, чтобы жили всего три месяца и становились после смерти шоколадными батончиками (надо же научить детей спокойно относиться к смерти). Никто не ждал, что восьмилетний хакер на домашнем синтезаторе вырастит уже не хомяка — человека. Он же пока не знает, что это запрещено… (А вообще-то творчество Каганова хорошо знают даже те, кто фантастику не любит. Леонид — автор многих пародий на известные песни, исполняемых «ОСП-cтудией», и одного интернет-хита — сценария фильма «Брат-3» про то, как Данила Багров летал искать братьев до Ковша Большой Медведицы.)
«Бронзовую улитку» в номинации «Критика, публицистика, литературоведение» получил сборник статей Кира Булычева о советской фантастике «Падчерица эпохи». (Увы, книга Булычева уже не будет дописана.)
Накануне фестиваля вышла и пародийная «История советской фантастики» Романа Арбитмана. Отец доблестного Льва Гурского теперь усыновил добродетельного, но несколько занудливого советского профессора Каца (его пером и написана «история падчерицы» по Арбитману).
Главную премию «Интерпресскона» и премию интернет-портала «Русская фантастика» получил роман Бориса Стругацкого «Бессильные мира сего».
…«Улитка» Стругацких забронзовела еще в 1992 году (именно с этого времени вручается авторская премия «Бронзовая улитка»). А первая в России книга о Стругацких, «Двойная звезда» обозревателя «Новой газеты» Бориса Вишневского, вышла в свет только в 2003-м. Биографические материалы, многочисленные беседы с Борисом Стругацким, автокомментарии писателя к «Стране багровых туч», «Понедельнику», «Трудно быть богом», «Улитке на склоне», «Граду обреченному» составили единый метатекст.
И вместе с тем — историю человеческой породы и эпохи.
…От деятельной, как Академгородок 1960-х, «Страны багровых туч» — к «Бессильным мира сего» и «Граду обреченному».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68