В четверг вечером москвичей могло посетить странное ощущение: будто Кремль переехал на Пушкинскую площадь и на красной дорожке у кинотеатра «Пушкинский» бракосочетался с Московским кинофестивалем. Духовой оркестр, бесчисленное число камер, российские звезды, необъятная толпа перед сквером, сдерживаемая ретивыми секьюрити. И наконец — пышный фейерверк в темном московском поднебесье. Премьера для «очень важных персон» фильма «Статский советник» напомнила пышное торжество «Сибирского цирюльника» на Красной площади.
Третья киноверсия фандориниады. Для каждой автор собственноручно ваял сценарии.
Снимать фильм сначала собирался Михалков, потом Меньшиков. Снял младший Янковский. В отличие от предыдущих кинопроб сценарная основа скроена складно. Интрига закручена по лекалам романа, детали намертво припаяны друг к другу. Время событий — правление Александра III, когда из благолепной викторианской обшивки выламывался враждебный ХХ век. Тема — актуальнейшая: политический терроризм. Эраст Фандорин разоблачает деятельность «Боевой группы» (БГ) и ее таинственного покровителя — высокопоставленного чиновника. В отличие от «Турецкого гамбита», при всем обилии персонажей, ощущения мельтешения перед камерой известных актеров нет. Для каждой, даже эпизодической роли прописан крошечный бенефис. Главный бенефициант фильма, вне всяких сомнений, Никита Михалков в роли Пожарского. Пожарский — антагонист Фандорина. Бордовый шейный платок с булавкой, перстень с изумрудом, взгляд — чистое сливочное масло. Кот Котофеич вальяжный генерал Пожарский на первый взгляд мягкий и пушистый балагур, в реальности опасный, авантюрный кукловод «БГ». Живописная харизматичность — прикрытие бесовской сути. Михалков набрасывает краски на холст роли крупными, порой даже чрезмерными мазками (хочется сделать шаг назад, чтобы рассмотреть рисунок) в духе сверхтемпераментного Мочалова. Перед стихией азарта его ретролицедейства не может устоять ни опытнейший Меньшиков (в опереточном гриме), ни малоопытный режиссер Филипп Янковский. Играет Михалков рискованно, порой преднамеренно проговаривается, подавая зрителю смысловые «свечки». То про мохнатого шмеля обмолвится, то монолог Пожарского вовсе покажется до невозможного списанным у радетеля за российскую культуру Н.С. Михалкова. Тут актер до жути правдоподобен (финальный монолог Пожарского заметно скорректирован с учетом личностного фактора исполнителя). Он сообщает Фандорину: «Мне толковый товарищ нужен… От одиночества устал… Устал общаться с кувшинными рылами… Я себя от России не отделяю. Что выгодно России, выгодно и мне… Или со мной, или против меня, но тогда не взыщи…».
Это диалог-дуэль. В «Утомленных солнцем» поединок между персонажами Михалкова и Меньшикова был разыгран на равных. Завершался трагически. Теперь словно поменялись местами. Ловушки, расставленные герою Меньшикова, — хитрая комбинационная игра Пожарского. А за кулисами уютно расположившейся на киноэкране «партии» остался невидимый зрительскому взору другой поединок-диспут. Принципиальный этический спор между художественным руководителем фильма Никитой Михалковым и автором Григорием Чхартишвили — оппонентами во взглядах не только на эпоху Александра III, но и на поведение героев. Вот откуда проистекают принципиальные расхождения финала картины с книгой.
В романе Фандорин в точности повторяет поступок учителя Конфуция, покинувшего пост советника правителя из-за расхождения с ним в этических нормах. Вот и Эраст Петрович заманчивой должности предпочитает отставку. Михалков настоял, чтобы Фандорин вернулся, ведомый чувством долга, офицер не имеет права обижаться даже на прогнившую власть. Акунин уступил. Но на пресс-конференции заметил: «Все равно в ближайшем времени Фандорин откажется от должности. Не уйди он в 1891-м, может, и революции не было бы».
Партитура романа расписана на три партии: бомбиста Грина, Фандорина и генерала Пожарского. Но битва титанов — Пожарского с Фандориным — выдавливает на периферию сюжета его главный двигатель, протагониста книги боевика Грина, несмотря на старание Хабенского. За кадром остаются путь Грина в террор, внутренние сомнения. «Железненький мой», дразнит его легкомысленная куртизанка Жюли, краткий роман с которой тоже практически исчез. Мы видим Грина лишь в деле («эксы», убийства), а в паузах «железный дровосек» неторопливо помешивает гремучий студень, чтобы сварить в нем десяток ненавистных сатрапов.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
«Статский советник», в отличие от нашпигованного компьютерными эффектами «…гамбита», сшит из добротного кинематографического сукна. Хотя и страдает ритмической неровностью, зато исполнительский ансамбль слажен. Это актеры из так называемого ВИП-сектора. Рядом с трио Михалков — Меньшиков — Хабенский: Олег Табаков, Владимир Машков, Федор Бондарчук, Мария Миронова, Михаил Ефремов и Александр Стриженов. На фоне звездного бомонда особого упоминания достойна Оксана Фандера в роли Иглы. Судьба революционерки с дворянским прошлым сыграна ею сдержанно, пронзительно-нежно.
Понятно, напав на фандоринскую золотую жилу, кинематографисты не успокоятся. Будут дальше кочегарить ее.
Но что там кинематограф — в тонкую сеть акуниниады, кажется, попалась вся наша действительность. 23 апреля — премьера пьесы «Инь и Ян» в РАМТе. Вот-вот «Сказки для идиотов» будут изданы в формате mobilebook для мобильных телефонов. По интернету можно заказать букет «Статский советник» за 870 рублей, а также модульные диваны «Статский советникЪ» — максимальная цена 161670 рублей. Там же в интернете среди сайтов, посвященных Акунину и Фандорину, нетрудно сыскать целую россыпь лимериков-панегириков в честь достославного сыщика и его литературного отца.
Что за шум на Москве, что за крики?
Пир честной у царя, у владыки!
Гусляры да калики – Все гнусят лимерики
В подражанье Фандорину Нике!
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68