СюжетыКультура

КУЛЬТ «МАСКИ» — ЭТО НЕ МАССКУЛЬТ

ТЕАТРАЛЬНЫЙ БИНОКЛЬ

Этот материал вышел в номере № 26 от 15 Апреля 2004 г.
Читать
Окончена десятая, юбилейная «Золотая маска». Последний номер фестивальной газеты СТД открывался трогательной фотографией театрального сообщества России в честном тюзовском гриме 10-го класса «А». Вверху были наставники: «А.А. Калягин —...

Окончена десятая, юбилейная «Золотая маска». Последний номер фестивальной газеты СТД открывался трогательной фотографией театрального сообщества России в честном тюзовском гриме 10-го класса «А».

Вверху были наставники: «А.А. Калягин — директор школы, Г.Г. Тараторкин — завуч, Э.В. Бояков — классный руководитель, П.Н. Фоменко — учитель русского языка и литературы, Л.А. Додин — учитель математики» (к сожалению, не перечислить всех). Учеников, номинантов и лауреатов фестиваля (иногда — «открытых» им) тоже не перечислить: в выпускных медальонах — лица Чулпан Хаматовой, Ксении Раппопорт, Евгения Миронова, Евгения Гришковца, Михаила Бычкова, Дмитрия Чернякова, Максима Суханова, Николая Цискаридзе… Какой сильный, однако, выучили класс!

«Золотая маска» была хорошей школой. И, возможно, самым убедительным в России примером профессиональной адекватности премий.

За 10 лет нарядные (и отчаянно тяжелые на вес) «венецианки», придуманные Олегом Шейнцисом, разъехались в театры 28 городов РФ. Программа Russian case собирает все больше иностранных продюсеров, став для множества камерных спектаклей «окном в Европу». Теперь начались и гастроли «масочных» спектаклей по России. Это гражданская заслуга фестиваля.

Церемонию закрытия в Большом театре вели Илзе Лиепа и Эдуард Бояков. Лучшими спектаклями признаны «Ballet Imperial» Чайковского-Баланчина (Пермь), опера А. Шнитке «Жизнь с идиотом» (Новосибирск), «александринский» «Ревизор» Валерия Фокина, «Двойное непостоянство» Дмитрия Чернякова (Новосибирск, «Глобус») и «Кислород» Театра.doc (номинация «Новация»). «Маски» сценографов — Давид Боровский (опера «Жизнь с идиотом») и Александр Боровский («Ревизор»), отец и сын. Лучший дирижер — Алексей Людмилин (Башкирский театр оперы, Уфа).

Четырежды премирован балет Большого «Светлый ручей»: солисты Мария Александрова, Сергей Филин, Геннадий Янин (спецприз жюри) и хореограф Алексей Ратманский (наконец!). Дважды — опера «Похождения повесы» в Большом (режиссер Дмитрий Черняков и Елена Вознесенская за партию Энн).

«Дамская маска» в драме — у Чулпан Хаматовой (из-под филигранных крыл будут торчать покемонские уши Сына из спектакля «Мамапапасынсобака»). «Лучшая мужская роль» — Сергей Курышев, Дядя Ваня Льва Додина. Спецприз жюри — Ольга Цинк, Сильвия в «Двойном непостоянстве» новосибирского «Глобуса». Приз зрительских симпатий — отвязные «Пленные духи» Центра драматургии и режиссуры. Приз критики — «Вишневый сад» (это четвертая «Маска» Э.П. Някрошюса). Спецприз жюри — за актерский ансамбль спектакля С.В. Женовача «Правда хорошо, а счастье лучше» в Малом. За поддержку театра в России награжден телеканал «Культура». Премии «За честь и достоинство» — Виталий Венгер, патриарх драмы и театральной педагогики в Иркутске, и Б.А. Покровский.

…Ах еще бы две-три номинации! Для безумного Хлестакова Алексея Девотченко. Для Ксении Раппопорт в «Дяде Ване». Для Нины Чусовой (были выдвинуты два ее спектакля, «Мамапапасынсобака» и «Вий»).

Но будет сезон, будет «Маска».

Главное же: вышеназванные награды действительно могут служить точным индикатором для зрителя. «Ежевечернего», нормального зрителя.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow