СюжетыПолитика

ВОЛШЕБНАЯ НАЛОГОВАЯ ДУБИНКА

ЦЕНА ЗАКОНА

Этот материал вышел в номере № 26 от 15 Апреля 2004 г.
Читать
В основе идеологии часто лежит миф, представляющий собой универсальный и простой рецепт всеобщего благоденствия. Причем главное в таком мифе — убедительность, а соответствие реальности — вопрос второстепенный. По крайней мере для тех, кто...

В основе идеологии часто лежит миф, представляющий собой универсальный и простой рецепт всеобщего благоденствия. Причем главное в таком мифе — убедительность, а соответствие реальности — вопрос второстепенный. По крайней мере для тех, кто использует его в собственных целях.

Взять, к примеру, самый модный политический миф последнего времени — природную ренту. Если верить заявлениям разномастных политиков, стоит отобрать ее у нефтяных олигархов — и проблема борьбы с бедностью будет моментально решена.

С улиц городов исчезнут бомжи и бездомные дети, пенсии будет хватать не только на квартплату, а термин «черта бедности» забудется за ненадобностью. Идиллия, да и только. Но беспристрастный анализ экономической обоснованности такого решения демонстрирует, что популистское раскулачивание сделает нас не богаче, а беднее.

Разобраться в аргументах сторонников изъятия природной ренты не так-то просто. Чаще всего они попросту вежливо замалчиваются. Акцент делается на цифрах. Это и понятно: рядовому избирателю недосуг разбираться в макроэкономических понятиях. Гораздо приятнее слышать, что у кого-то отберут три, пять, тридцать пять (нужное подчеркнуть) миллиардов долларов. А еще лучше, когда эти деньги пересчитываются в пенсиях условных старушек, чтобы каждый конкретно знал, сколько он получит в результате передела.

Впрочем, несмотря на путаность аргументов и формулировок, можно вычленить три основных тезиса поборников раскулачивания, каждый из которых на поверку оказывается маленьким мифчиком. Итак, обо всем по порядку.

Миф первый. Нефтяные компании платят слишком низкие налоги

На самом деле налоговая нагрузка на отрасль постоянно растет, и очень большими темпами. Если в 1999 году нефтяные компании платили в среднем по 30 долларов налогов с одной тонны нефти, то в 2003-м — уже 66 долларов, то есть в два с лишним раза больше. Отчисления в казну росли еще быстрее: за то же время они увеличились более чем втрое. При этом уровень добычи рос куда медленнее. Характерным примером в этом отношении может быть «ЮКОС». По данным компании, налоговые платежи выросли за пять лет аж в 20 раз, хотя нефтедобыча «подтянулась» только в 1,8 раза. Грубо говоря, компания стала платить вдесятеро больше. И это не уникальный случай, а типичная для отрасли ситуация. Фискальная политика государства в отношении нефтяников становится все более и более жесткой. И все слова о необходимости закручивания гаек — пустая риторика. Процесс и без того идет полным ходом. Это все равно что рассуждать о необходимости выпить в перерыве между первой и второй.

Увеличиваются не только абсолютные показатели — меняется сама пропорция раздела выручки между государством и частными компаниями. Например, в течение 2002 года доля государства выросла с 32 до 40 процентов, а чистая прибыль частников сократилась с 17 до 11 процентов. И это несмотря на постоянный рост цен на мировом рынке. А если говорить именно об экспорте, то здесь доля государства в прибыли вообще составляет более 70%.

Есть объективный показатель, позволяющий оценить степень налоговой нагрузки на отрасль. Достаточно сравнить доли отрасли в ВВП и в доходах бюджета. Так вот, налоговые платежи нефтяников, по официальной госкомстатовской информации, превосходят размер отрасли в структуре ВВП ровно в два раза. Говорить после этого, что налоги маленькие, как-то неловко. Потому об этой цифре стараются по возможности не вспоминать.

Наконец, можно сравнить уровень налоговой нагрузки на «нефтянку» в России и в развитых странах. Если взять среднее налоговое бремя для четырех ведущих отечественных компаний — «ЛУКОЙЛа», «ЮКОСа», «Сибнефти» и «Татнефти» — и четырех мировых гигантов — RDS, ChevronTexaco, Exxon и ВР, — то показатели получатся очень близкие. Наши платят даже чуть больше: 28% от выручки против 26% у иностранцев.

Словом, с какой стороны ни посмотри, тезис, что налоги на «нефтянку» у нас слишком маленькие, оказывается агитационным мыльным пузырем. Причем дурно сфабрикованным.

Миф второй. Нефтяники забирают себе все сверхдоходы от экспорта нефти

Этот миф — самый функциональный. Потому что когда делаются попытки перевести мантры о ренте на язык экономических терминов, то речь прежде всего идет о пересмотре механизма взимания экспортных пошлин: мол, необходимо привязать их к колебаниям внешнеэкономической конъюнктуры. Слышать подобные призывы более чем странно. Ведь уровень налоговой нагрузки и без того зависит от цен на нефть. И достаточно жестко.

Строго говоря, к ним привязаны три налога — на добычу полезных ископаемых, прибыль и экспортные пошлины. Так вот, при критически низкой цене нефти в 11 долларов за баррель эти три налога в сумме составят всего-то 4,1 доллара на тонну нефти.

Но если цены подскочат втрое, налоговая нагрузка возрастет ни много ни мало — в 25 раз. То есть чем выше цены, тем большую долю в доходе нефтяников получает государство. А никак уж не частники. Кроме того, несмотря на то что в условиях неблагоприятной конъюнктуры государство вроде бы создает щадящий налоговый режим, при цене ниже шестнадцати долларов за баррель добыча нефти для инвестора становится неприбыльной. Это если учесть затраты на производство, транспорт и капитальные вложения. При этом компании будут работать себе в убыток, а государство все равно будет получать налоги. Зато при любых, даже фантастически высоких ценах в казну будет поступать минимум 73% прибыли.

Вот и получается, что все разговоры о необходимости привязать пошлины к конъюнктуре — не более чем эвфемизм. Перестраивать эффективно работающий механизм было бы бессмысленно. Его можно разве что перенастроить. В сторону повышения пошлин.

Почему же в таком случае власти не хотят называть вещи своими именами? Ну решили поднять — и подняли. Но тогда придется объяснять, зачем. А объяснить-то не получится. Потому что у такого решения нет разумной экономической подоплеки — голый популизм. Вот и приходится затуманивать людям мозги, рассуждая про привязки да конъюнктуры.

Миф третий. Резкое увеличение налоговой нагрузки приведет к значительному увеличению доходов бюджета

Этот миф, что называется, с двойным дном. Казалось бы, какой здесь может быть подвох? Все логично: выше ставки — больше денег. Все это верно, но только в том случае, если жить по принципу: после нас хоть потоп.

Официальная пропаганда создает впечатление, что резервы нефтяной отрасли практически неисчерпаемы и что воспользоваться ими для блага народа мешают только олигархи. Но этот тезис был бы справедлив только в том случае, если бы всю прибыль от нефтедобычи олигархи оставляли себе лично.

На самом же деле практически все средства, полученные от экспорта нефти, отечественные компании вкладывают в собственное развитие. Например, в 2002 году нефтяники заработали на внешнем и внутреннем рынках 57,1 миллиарда долларов. А общие расходы на производственную деятельность, включая себестоимость добычи и транспортировки, инвестиции в основной бизнес, налоги и дивиденды, составили в общей сложности на 1,8 миллиарда больше. Ну и где здесь, спрашивается, сверхприбыль? Для динамичного развития нефтяникам приходится даже занимать. В том же 2002 году они взяли кредитов на 4,6 миллиарда долларов.

Следовательно, налоговая нагрузка на отрасль сейчас находится фактически на предельном уровне. Если брать с компаний больше, им придется сокращать инвестиции. Казалось бы, ну и что с того? Пусть, мол, тратят поменьше на себя и побольше на простой народ. На то она и социальная справедливость.

Вот только в развитии нефтяной отрасли кровно заинтересованы не только частники, но и все государство в целом. Чем выше уровень добычи и объемы экспорта, тем богаче государство, тем больше у него возможностей выполнять свои социальные обязательства. Неоправданное же ужесточение налогового режима поставит крест на амбициозных сценариях развития «нефтянки».

Несложно посчитать, сколько на этом потеряет страна. Очевидно, что если добыча нефти сохранится на нынешнем уровне в 420 миллионов тонн в год, то дополнительные доходы бюджета составят ровно ту сумму, в которую определят пресловутую ренту. Путин говорил о трех миллиардах долларов в год. То есть до 2010 года бюджет получит в общей сложности 21 миллиард. Но при этом темпы роста ВВП, по оценкам экспертов, не превысят 3,2% в год. Увеличь мы добычу всего на 30 миллионов в год, и ВВП увеличится уже на 4% при том же росте поступлений в бюджет. А если реализовать самый оптимистичный сценарий роста отрасли, то к 2010 году страна сможет добывать 550 миллионов тонн нефти в год. Тогда в казну поступят уже 62 миллиарда долларов. Но для этого необходимо осваивать новые месторождения, применять современные технологии, строить трубопроводы. Частники этим заниматься просто не смогут — денег не хватит, поскольку отнимают с избытком. А государство вроде и не собирается. Оно будет устанавливать социальную справедливость…

Вывод один: создавая миф о природной ренте, власть вовсе не заботится о том, чтобы мы жили лучше. Главное, чтобы мы так думали. И голосовали правильным образом.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow