РасследованияПолитика

СЕВЕР ОПЯТЬ СДЕЛАЛИ КРАЙНИМ

РАССЛЕДОВАНИЯ

Этот материал вышел в номере № 20 от 25 Марта 2004 г.
Читать
«Новая газета» (№ 17, Илья Кригер «Счет, пожалуйста») уже писала об аресте Басманным судом в рамках «дела «ЮКОСа» счетов фонда «Ветеран Петролеум Лимитед» в пяти банках Швейцарии. О подробностях этой истории официальный представитель фонда...

«Новая газета» (№ 17, Илья Кригер «Счет, пожалуйста») уже писала об аресте Басманным судом в рамках «дела «ЮКОСа» счетов фонда «Ветеран Петролеум Лимитед» в пяти банках Швейцарии. О подробностях этой истории официальный представитель фонда «Ветеран» по данному спору адвокат Петр БАРЕНБОЙМ рассказал обозревателю «Новой» Леониду НИКИТИНСКОМУ.

— Для чего предназначались средства фонда «Ветеран»?

— Исключительно для социальных целей. Фонд Veteran Petroleum Limited должен был обеспечить (а может быть, еще и обеспечит, когда российская и швейцарская юстиция разберутся в этом деле) возможность переезда из суровых северных районов в регионы с благоприятным климатом для 35 тысяч работников «ЮКОСа» (вместе с членами семей это более 100 тысяч граждан России).

В ситуации, когда государство одновременно с развалом нефтедобывающей отрасли бывшего СССР практически полностью устранилось от выполнения своих социальных обязательств перед трудящимися Крайнего Севера, руководство компании «ЮКОС» и ее акционеры приняли на себя обязательства по обеспечению будущего ветеранов после окончания их работы в компании.

— Из каких средств складываются средства фонда «Ветеран»?

— Средства, сформировавшие фонд, были образованы путем внесения в него акций компании «ЮКОС» учредителями. С этого момента вносившие их лица (Михаил Ходорковский, Платон Лебедев, Леонид Невзлин, Василий Шахновский и другие) утратили имущественные права на них. Подчеркну, что эти средства не имеют никакого отношения к ОАО «Апатит», бюджетным средствам, выделенным для Волгоградской области, и бюджетным средствам, которые были использованы при проведении финансово-вексельных операций. То есть они вообще не связаны ни с какими эпизодами обвинения по уголовному делу против руководителей компании «ЮКОС».

Включение средств фонда «Ветеран» в состав имущества, подлежащего аресту, как якобы добытых преступным путем, наряду с утверждением о том, что счета фонда якобы использовались для «отмывания» незаконно полученных денежных средств, является частью целенаправленной политической кампании Генеральной прокуратуры по дискредитации компании «ЮКОС» и ее руководителей.

— Кажется, в представлении Генеральной прокуратуры и постановлении Басманного суда с арифметикой тоже не все в порядке?

— Суд указал, что наложение ареста связано с обеспечением гражданских исков, заявленных Министерством по налогам и сборам, территориальными инспекциями и акционерами ОАО «Апатит» на общую сумму 17 млрд рублей. Однако эта сумма составляет лишь 10 процентов от общей суммы в 6,2 млрд швейцарских франков, которая арестована в банках Швейцарии, включая счета фонда «Ветеран».

В постановлении Басманного суда говорится, что вышеназванные гражданские истцы якобы готовят дополнительные иски на сумму еще 110 млрд рублей. Но, во-первых, и в этом случае остается более 20 млрд рублей, на которые арест наложен без всяких оснований. Во-вторых, обоснованность и само предъявление будущих гражданских исков вообще не подтверждаются никакими материалами дела. Таким образом, Генпрокуратура поощряет потенциальных истцов и подачу ими дополнительных исков, рассказывая сказки о якобы найденных огромных суммах, «полученных в результате преступных действий». Но именно на основе этих «потенциальных», еще никем не предъявленных исков Российская прокуратура обращается к швейцарским коллегам с требованием об аресте счетов.

— Каковы будут последствия постановления Басманного суда от 12 марта?

— О правовых последствиях мы пока воздержимся говорить, так как у нас есть еще возможности оспаривать это решение как в России, так и в Швейцарии. Но социальные последствия наступят немедленно: это остановка программ фонда «Ветеран» по обеспечению законных прав тех рабочих «ЮКОСа», которые начинали работать в нефтяных районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах еще при советской власти, которая обещала им при выработке достаточного стажа и выходе на пенсию переезд за государственный счет в районы с более благоприятным климатом.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow