СюжетыОбщество

НАС ПРОИГРАЛИ В БОЛЬШОЙ ТЕННИС

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

Этот материал вышел в номере № 20 от 25 Марта 2004 г.
Читать
Досье «Новой ЯРОШИНСКАЯ АЛЛА АЛЕКСАНДРОВНА в 1989 г. была избрана народным депутатом СССР от Житомирского территориального округа № 446. Член Комитета ВС СССР по вопросам гласности, прав и обращений граждан. После распада СССР — начальник...

Досье «Новой

ЯРОШИНСКАЯ АЛЛА АЛЕКСАНДРОВНА в 1989 г. была избрана народным депутатом СССР от Житомирского территориального округа № 446. Член Комитета ВС СССР по вопросам гласности, прав и обращений граждан. После распада СССР — начальник Главного управления Министерства печати и информации РФ. Секретарь Союза журналистов России. С 1993 г. — член президентского совета Б. Н. Ельцина; член Комиссии по делам женщин при президенте РФ.

Автор проекта, руководитель, главный редактор и издатель первой в мире «Ядерной энциклопедии».

Лауреат альтернативной Нобелевской премии (1992, Швеция), национальных и международных журналистских премий. Лауреат международной премии «100 героинь ХХ столетия» (1999, США). Кандидат философских наук.

Для иного государства и иной цивилизации НАШИХ пятнадцати лет хватило бы, наверное, на несколько столетий — столько невероятных, планетарных событий, мировоззренческих перемен и сомнений уместилось в эти годы.

Какое было светлое, трепетное, наивное время! Вот впервые в 1997 году, летом, «Известия» опубликовали мою «Исповедь провинциального журналиста», в которой я пишу о том, как первый секретарь Житомирского обкома партии В. Кавун, член ЦК КПСС, затыкает рот тем журналистам, которые так глубоко вдохнули горбачевские речи, что не могут их выдохнуть просто, а хотят трансформировать партийную словесную шелуху в свободу печати. Что после этого было! То самое «агрессивно-послушное» большинство моих же коллег из моей же газеты написали на меня кляузу — куда? — члену Политбюро КПСС Егору Лигачеву! Из ЦК компартии Украины примчался гонец «выбить» у меня, не члена партии, письменное объяснение, каким образом моя статья не только попала в «Известия», но и была напечатана? Как посмела?!

Они еще не понимали, что их время закатывается. Мы, правда, тоже этого не знали наверняка, но мы этого хотели, мы ИНТУИТИВНО это чувствовали!

Когда меня избрали депутатом и я приехала на первый съезд в Белокаменную, Владимир Надеин, завотделом писем «Известий», по секрету рассказал мне о том, что прежде моя статья носилась — страшно сказать! — в ЦК КПСС, на Старую площадь для цензуры. И только после того, как сам секретарь ЦК и член Политбюро Александр Николаевич Яковлев прочитал эту подрывающую устои статью и наложил свою резолюцию «В печать!», она была опубликована. Вот такая, получается, разрешенная гласность…

После этой публикации я получила почти две тысячи писем со всех концов страны. Люди писали просто: Житомир, Ярошинской. Меня потрясло то, что несколько десятков человек, старые партийцы, прислали мне свои рекомендации в партию! То есть люди еще свято верили в то, что партия может измениться и изменить жизнь к лучшему. Самое замечательное, что в то время «сопротивлялись» не за деньги, уплаченные избирателям по расценкам кандидатов, а за идею, за будущее детей, страны, нации.

Именно поэтому, я считаю, это были единственные, первые и последние в новейшей истории Российского государства почти свободные выборы, несмотря на все их идеологические издержки. А наш депутатский корпус, и прежде всего МДГ, был — и пока остается — единственным почти справедливо избранным и некоррумпированным парламентом страны, настоящим рассадником образованности, интеллекта. Мы имели ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО.

Чего мы и наши избиратели хотели? Очень простых вещей: свободы вообще и свободы выбора в частности. Собственно, того, что уже давно имели все нормальные люди в мире.

Мы полностью выполнили свою — без преувеличения — историческую миссию. СЕГОДНЯ МЫ УЖЕ СВОБОДНЫ. Здесь не место и не время описывать последующую ЦЕНУ завоеванной нами свободы.

Она велика, а порой, кажется, непомерна: вскрыты и не возведены заново кровеносные экономические системы страны, миллионы людей выброшены в нищету, социальная защита почила в бозе, а горстка все играет в «большой теннис», погрузив между сетами уже СВОБОДНУЮ страну во мрак коррупции и преступности.

Почему так случилось? Спросите, пожалуйста, у других. Тех, кто РАСПОРЯЖАЛСЯ плодами завоеванной нами свободы. (Недаром говорится, что на поле брани после битвы приходят мародеры.) Пока они еще не улетели навсегда к своим награбленным капиталам в теплые края. Да, это они дискредитировали священные слова из демократической библии: «демократ», «рынок», «свободное предпринимательство», с которыми мы десять лет назад вышли на антикоммунистические баррикады, пока они мучительно вычисляли для себя удобный момент, как бы так выйти из партии, чтобы в конечном счете не прогадать. Они не прогадали. Для себя. О стране, судя по современному пейзажу, никто всерьез и не думал. Грустно.

Впрочем, сегодня не стоит о грустном. Пятнадцать лет изменили мир и изменили нас. Неизменным, надеюсь, во многих из моих бывших коллег по МДГ остался тот особый нравственный императив, который нельзя приобрести, даже вовремя обменяв свой партийный билет на акции ГКО.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow