СюжетыОбщество

СУД НАД ВНЕСУДЕБНЫМ ПРИГОВОРОМ

ИНОСТРАНИЯ

Этот материал вышел в номере № 20 от 25 Марта 2004 г.
Читать
Главная международная новость этой недели — убийство духовного лидера ХАМАСа шейха Ахмеда Ясина. Решение о его ликвидации израильское руководство приняло 13 июня 2003 года — после отказа ХАМАСа от перемирия. Хронология событий 22 марта в...

Главная международная новость этой недели — убийство духовного лидера ХАМАСа шейха Ахмеда Ясина. Решение о его ликвидации израильское руководство приняло 13 июня 2003 года — после отказа ХАМАСа от перемирия.

Хронология событий

22 марта в 4.30 по местному времени от агентурных источников поступила информация о прибытии шейха на утреннюю молитву в мечеть Газы.

Через несколько минут информация о «локализации объекта» поступила к начальнику генштаба Моше Яалону и министру обороны Шаулю Мофазу. Минобороны запросило у Ариэля Шарона его личной санкции на операцию.

В 5.30, когда шейх Ясин в сопровождении телохранителей и еще нескольких сторонников вышел из мечети, с вертолетов ВВС Израиля «Апач» по автомашине шейха был нанесен удар тремя ракетами.

В результате, кроме Ясина, погибли семь его телохранителей, в том числе один из его сыновей. Другой сын и еще 14 человек были ранены.

За что убили шейха?

Ахмед Ясин создал ХАМАС и возглавил его политическое крыло. Он являлся одним из самых авторитетных мусульманских лидеров мира, выступающих за полное освобождение Палестины. «Палестина должна быть восстановлена от моря до Иордана», — утверждал он. Между тем он признавал за евреями право проживать на этой территории в частном порядке. Шейх отказывался вступать в переговоры с руководством Израиля и сотрудничать с палестинскими лидерами, ведущими такие переговоры.

Сам Ясин говорил, что никаких контактов с боевыми структурами ХАМАСа у него нет, израильские спецслужбы заявляли обратное. Тель-Авив утверждает, что он причастен к терактам, так как вынес фетву, позволяющую женщинам участвовать в террористических актах.

Кто следующий?

Вскоре после убийства шейха была распространена информация, что операцией по его уничтожению руководил лично премьер-министр Израиля Ариэль Шарон. Через несколько часов после смерти Ясина его ближайший сподвижник и ученик Абдель Азиз Рантисси поклялся лишить Шарона головы.

В ответ начальник генштаба израильских вооруженных сил Моше Яалон заявил, что председатель ПНА Ясир Арафат и глава «Хесболлах» шейх Хасан Насралла «должны понимать, что близится и их черед». Удастся ли израильтянам выполнить свои угрозы, пока неясно.

Что дальше?

Шейх был безусловным духовным авторитетом для всех палестинцев. Его позиция — «война до победного конца» — во многом определяла общепалестинские настроения. Между тем Ахмед Ясин обладал именно моральным авторитетом. Нет никаких сведений о том, что он руководил боевыми действиями или готовил их. Этим в ХАМАСе занимались другие. Премьер–министр Палестины Ахмед Куреи назвал убийство Ясина «сумасшедшей акцией… Ясин был известен своими умеренными взглядами, поэтому его убийство — трусливый и провокационный поступок».

Теперь во главе ХАМАСа встал Абдель Азиз Рантисси, представляющий наиболее радикальное крыло организации. Рантисси делает акцент на вооруженной борьбе ХАМАСа. Таким образом, после убийства Ясина Израилю будет противостоять еще более экстремистски настроенная организация.

Мнения о том, к чему приведет смерть шейха Ясина, полярны.

Министр внутренней безопасности Израиля Цахи Ханегби: «Каждый, кто причастен к руководству террористами в секторе Газа, на Западном берегу или где-то еще, теперь знает, что иммунитета у них нет. Все под нашим прицелом».

Министр иностранных дел Италии Франко Фраттини: «Мы осуждаем это убийство и полагаем, что надо продолжить диалог с арабским миром по вопросам безопасности и борьбы с терроризмом. Насколько мы видим, арабские страны также готовы к такому диалогу».

Министр иностранных дел Бельгии Луи Мишель: «Последствия могут быть тяжелыми. Надо действовать быстро. В самое ближайшее время необходимо начать переговоры с арабскими лидерами, чтобы не допустить нового взрыва насилия в регионе».

Президент Египта Хосни Мубарак: «Мы осуждаем эту трусливую акцию и не собираемся участвовать в праздновании годовщины заключения Кэмп-дэвидского договора».

Нана ПЛИЕВА, Орхан ДЖЕМАЛЬ

ИЕРУСАЛИМ

Западня для израильских военных

Сегодня, несколько дней спустя после уничтожения шейха, мало кто в Израиле сомневается, что Ахмед Ясин был не только духовным лидером, но и кровавым террористом.

По подсчетам одной из местных газет, на его совести смерть 377 израильтян. Ясин лично определял стратегию ХАМАСа и давал указания о проведении терактов. Всем израильтянам известно и то, что этот старец в инвалидном кресле проповедовал идеологию, согласно которой решением палестинской проблемы может быть только уничтожение Израиля. Поэтому ликвидация Ясина не стала ни для кого в Израиле сюрпризом. Информация о том, что правительство решило убрать всю верхушку ХАМАСа, была опубликована во всех израильских газетах за неделю до того, как вертолеты ВВС Израиля нанесли ракетный удар.

Тем не менее новость об уничтожении шейха стала для многих израильтян шоком. «Господи, зачем они это сделали?» — этот вопрос звучит с каждым днем все тревожнее, потому что ликвидация Ясина означает одно: новые страшные теракты. Однако, по мнению военных аналитиков, смерть Ясина, главного организатора и вдохновителя террористов, нанесет серьезный удар по структуре ХАМАСа, качественно ослабив эту группировку. «Уничтожение Ясина может предотвратить возникновение Хамасленда — террористического государства в секторе Газа», — пояснил начальник генштаба израильской армии Моше Яалон.

Аргументы в пользу уничтожения шейха, звучащие из уст израильского руководства, во многом понятны, логичны и рациональны. Вместе с тем проведенная операция заставляет задуматься о том, что такое эффективность в борьбе с террором?

Краеугольный камень политики нынешнего израильского премьера — безопасность. Ариэль Шарон не устает повторять, что в этом вопросе он не пойдет на компромисс. Единица измерения безопасности — человеческая жизнь (число погибших в терактах израильтян за последние три года приближается к тысяче). Главная цель борьбы с террором — спасение жизни людей. И в данном контексте, согласно израильской политике, цель оправдывает средства. Государство, следуя этой политике, не может рисковать жизнями своих граждан во имя политического процесса. Но, как это ни парадоксально, уничтожение Ясина показывает, что Израиль готов рисковать жизнями граждан во имя борьбы с терроризмом.

Израильский пример показывает: борьба с террором — это прежде всего вопрос мировоззрения, степень приемлемого риска, а не сумма реакций на предупреждения о готовящихся терактах, которые передают спецслужбы. Верен ли выбор, сделанный Шароном?

Израильские военные оказались в своего рода западне. Они понимают, что у нынешнего конфликта нет силового решения, однако единственное средство в их распоряжении — это сила. И армия борется за безопасность, зная, что эта борьба носит тактический характер.

В это время израильское правительство пытается с помощью силовых действий добиться стратегического эффекта. И с этой точки зрения уничтожение Ясина, безусловно, оправданно. Однако ХАМАС — это прежде всего идеология. А ракетами идеологию убить нельзя.

Григорий АСМОЛОВ, наш соб. корр.

БРЮССЕЛЬ

Евросоюз: это — гостерроризм

Министры иностранных дел Евросоюза узнали об убийстве шейха Ахмеда Ясина по дороге в Брюссель, на заседание Совета ЕС. И все в один голос осудили израильскую спецоперацию.

Выходя из машин у VIP-подъезда дворца «Юстус Липсиус», они говорили журналистам одинаковые слова. Не потому, что успели согласовать, а потому, что это принципиальная позиция ЕС. Суть ее в том, что терроризм — это прежде всего враг правового государства и против него нельзя бороться неправовыми средствами.

«Мы все понимаем, что Израиль имеет право защищаться, — заявил глава британского МИД Джэк Стро. — Но он не имеет права на такого рода противоправные убийства…».

«Подобные акции способны лишь раскрутить спираль насилия, — сказал министр иностранных дел Франции Доминик де Вильпен. — Наилучшим отпором терроризму было бы урегулирование существующих в мире конфликтов. Если мы этого не сделаем, то число терактов будет расти».

С ним трудно не согласиться. Международный терроризм как вселенский заговор таинственных злодеев — не более чем придуманный для простоты жупел. Есть разные региональные конфликты, которые ежедневно, ежечасно источают террористов.

Безоговорочное осуждение убийства Ясина закреплено в совместном политическом заявлении 25 министров иностранных дел ЕС. Однозначная позиция Евросоюза отличается от нюансированной реакции Вашингтона и Москвы. Те за скобками намекают, что сами по себе внесудебные убийства в каких-то обстоятельствах могут быть целесообразны. Европейский менталитет, сваренный в котле сложнейшей истории Старого континента, не всегда понятен другим. В российской прессе все больше пишут о мягкотелой, капитулянтской политике европейцев, особенно в связи с терактами 11 марта в Мадриде.

На пресс-конференции Совета ЕС арабский журналист спросил генсека Совета ЕС Хавьера Солану: «Вы сами в ООН включили ХАМАС в список террористических организаций. Разве вы тем самым не дали «зеленый свет» Шарону на уничтожение шейха? Лидер террористической организации — по определению террорист. Вы осудили бы, например, убийство бен Ладена? Если нет, то почему осуждаете убийство Ясина?».

«Мы осуждаем внесудебное убийство, — ответил Солана. — Потому что в Европейском союзе (по определению) состоят правовые государства. Мы боремся с терроризмом силой закона и защищаем этот принцип».

На практике в последние годы и европейским руководителям не всегда удавалось безупречно вписываться в рамки международного права. Но хотя бы на уровне менталитета европейцы убеждены: правовое государство не может действовать теми же методами, что фанатики и бандиты.

Александр МИНЕЕВ, наш соб. корр.

МОСКВА

Политическая ошибка хуже преступления

Виталий НАУМКИН, руководитель Центра арабских исследований Института востоковедения РАН:

— Я оцениваю эту акцию как крупную политическую ошибку. Ликвидация такого человека будет способствовать политической мобилизации палестинцев вокруг лозунгов радикального ислама. Место Ясина займет другой такой же шейх. Это приведет к дальнейшей эскалации конфликта.

Роман СПЕКТР, вице-президент «Ваад России» (Федерация еврейских организаций и общин России):

— Судя по тому, как общественность Израиля оценила действия правительства, можно говорить об эффективности этого отдельно взятого действия. Но то, что его последствия не внушают надежды на переход процессов в переговорное русло, очевидно. Что касается стратегии борьбы с террором, то более или менее успешные удары сами по себе ничего в целом не решают.

Евгений САТАНОВСКИЙ, президент Российского еврейского конгресса:

— Это единственно эффективные меры в борьбе с терроризмом. Обезглавлена крупнейшая религиозная террористическая группировка, действовавшая на территории Палестины. Израиль, уйдя из сектора Газа, может быть уверен, что Газа не превратится в террористическое квазигосударство, управляемое религиозными фанатиками.

Акрам ХУЗАМ, шеф московского представительства катарского телеканала «Аль-Джазира»:

— Ни Шарон, ни кто другой не имеет права определять, кто есть террорист, а кто нет. Отсутствует логика в этом страшном теракте. Месть, безусловно, последует, и страдать в первую очередь будут не Шарон или его окружение, а мирные люди.

Самое страшное в этой ситуации, что теперь ни Арафат, ни Куреи, ни кто-либо еще не смогут договориться ни с Шароном, ни с кем бы то ни было, потому что палестинцы этого не примут.

Епископ Осло Гюнар СТОЛСЕТ, находящийся в эти дни в Москве, заявил нашему корреспонденту:

— Убийство Ясина — внесудебная расправа и пример международного государственного терроризма.

Митрополит Смоленский и Ладожский КИРИЛЛ полностью присоединился к его словам и просил считать заявление епископа общим мнением всех участников Совета религиозных лидеров Европы.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow