СюжетыОбщество

ЧТО ЯРЧЕ ГОРИТ — ЦЕРКОВЬ ИЛИ МЕЧЕТЬ?

МЫ И МИР

Этот материал вышел в номере № 20 от 25 Марта 2004 г.
Читать
Бывшему автономному краю Косово и Метохии еще долго придется жить под международным протекторатом. Зачинщики антисербских погромов похоронили надежды лидеров албанского этнического большинства на скорую независимость, как и надежды...

Бывшему автономному краю Косово и Метохии еще долго придется жить под международным протекторатом.

Зачинщики антисербских погромов похоронили надежды лидеров албанского этнического большинства на скорую независимость, как и надежды Белграда на возвращение отколотой территории в лоно сербо-черногорского государства. Намеченная на 2005 год конференция по политическому статусу Косова может ограничиться анализом обстановки. Такой вердикт вынесен в Брюсселе после кровавых событий в Митровице. Евросоюз в лице 25 министров иностранных дел заявил, что не потерпит насилия по этническим мотивам, и потребовал привлечь к ответственности виновных. Любой рецидив серьезно подорвет строительство демократического и многоэтнического Косова, которое занимало бы достойное место в Европе, говорится в заявлении Совета ЕС.

В результате массовых столкновений албанских экстремистов с полицией ООН, солдатами натовских сил КФОР и сербским населением 17—19 марта сожжены 286 сербских домов, 30 православных церквей и монастырей. В беспорядках погибли 28 человек, в том числе, по предварительным данным, восемь сербов. Среди сотен раненых — 98 полицейских ООН и Корпуса защиты Косова (вооруженного формирования сепаратистов), 55 солдат КФОР. Три с половиной тысячи косовских сербов изгнаны из домов разъяренной толпой. Беспорядки явно спровоцированы. Албаноязычные СМИ распространили заметку о гибели трех албанских мальчиков, которых якобы сербы загнали в реку, где дети утонули. Заметка появилась через пару дней после начала переговоров между главой косовского правительства Байрамом Реджепи и лидером сербской общины Митровицы Оливером Ивановичем о воссоединении сербской и албанской частей города и возвращении беженцев.

Полиция ООН арестовала 196 человек. Их обвиняют в поджогах, грабежах, убийствах и других преступлениях. Высокопоставленные представители ЕС, НАТО, ОБСЕ и ООН назвали происшедшее этнической чисткой. По таким обвинениям сажают на скамью подсудимых Международного трибунала в Гааге.

Евросоюз обвинил власти Приштины в неспособности или нежелании предотвратить насилие. Генсек Совета ЕС Хавьер Солана, отвечая на вопросы албанских журналистов на пресс-конференции, предупредил, что ни о каком статусе края не может быть и речи, пока там не будут соблюдаться требуемые стандарты в области прав человека и этнического равенства.

В Брюсселе прекрасно понимают, что события в Митровице бьют прежде всего по престижу ЕС и НАТО, которые, изъяв Косово из-под власти Сербии, обязались обеспечить мир, помочь беженцам вернуться домой. Запад успешно решает подобные задачи в Боснии и Герцеговине, Македонии. Еще недавно убивавшие друг друга боснийские сербы, хорваты и мусульмане строят единое государство, беженцы вернулись домой, им возвращена собственность. Срыв мирного процесса в Косове грозит разбудить в этих странах националистические настроения под примитивным лозунгом «наших бьют». В Косово и Белград спешно направились генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер, еврокомиссар Крис Паттен и генсек Совета ЕС Хавьер Солана. Североатлантический союз впервые с июня 1999 года увеличил количество своих военнослужащих в Косове. До этого миротворческий контингент неуклонно сокращался с 50 тысяч до 17 тысяч. Правда, его задача — следить за вооруженными формированиями, а не воевать с толпой. Сейчас больше необходим труд полицейских.

Хотя новое правительство Сербии и Черногории принято считать националистическим и антизападным по сравнению с бывшим кабинетом либералов, премьер-министр Воислав Коштуница поспешил за помощью не куда-нибудь, а в Брюссель. Здесь он подтвердил, что сербы связывают свою судьбу с единой Европой. Выйдя к нам вместе с главой Еврокомиссии Романо Проди, сербский лидер говорил о желании сотрудничать с ЕС и соседними странами. Причем более тесно, чем в рамках зоны свободной торговли. Рассуждал о многоэтническом Косове, об укреплении власти закона, соблюдении прав человека, европейских демократических ценностях. Премьер не стал драматизировать события в Митровице, отметив, что обстановка там улучшается, но нужно, чтобы лидеры албанского и сербского населения решали проблемы путем переговоров, не допуская нарушений прав человека. Играя по европейским правилам, Коштуница избегал слов «сербы» и «албанцы» в контексте жертв и виновников. Лишний раз подчеркивать это — значит подливать масло в огонь этнической розни.

У Евросоюза и НАТО есть более мощные рычаги воздействия на страны бывшей Югославии, нежели военная сила. При всех различиях между правящими элитами сербов и косовских албанцев они объединены общим стремлением в западные структуры и больше всего боятся остаться нищими изгоями под забором цветущей Европы. Поэтому Брюссель не стесняется диктовать условия. Хорватам, подавшим заявку в ЕС, путь туда заказан, пока не привезут в Гаагу своих «национальных героев», отличившихся в чистках против сербов. Вряд ли Загреб променяет на них членство в ЕС. Да и Коштуница в Брюсселе дал понять, что Белград будет активнее взаимодействовать с Международным трибуналом и выдаст сербских военных преступников. Всему, мол, свое время. Поспешность может дестабилизировать хрупкие государственные институты в Сербии.

Одновременно президент Сербии и Черногории Маркович заявил в Белграде, что «в сотрудничестве с цивилизованным, демократическим и передовым миром можно добиться установления безопасности и права каждого человека в Косове на жизнь в многоэтническом обществе при разнообразии культур. Радикализм и этническое насилие должны быть исключены ради европейского будущего. Сербия и Черногория будут решительно защищать эти ценности и готовы к сотрудничеству и диалогу со всеми, кто их разделяет».

И на этом фоне пока не очень ясна цель политики России, как и средства ее достижения. Кремль немедленно направил в Сербию и Косово главу МЧС Шойгу и объявил о гуманитарной помощи сербским беженцам. Министр иностранных дел Лавров включил тему Косова в повестку дня совета Россия—НАТО 2 апреля. Правда, о возвращении российского контингента в КФОР пока речи нет. Публичные заявления Москвы этнически окрашены. Акценты эмоционально смещены на этническую и религиозную принадлежность погромщиков и жертв. На «жесткий отпор», чуть ли не возмездие. Подчеркивается, что пострадали сербы, что сожжены православные храмы. Как будто если бы горели мечети (а они тоже горели) и жертвами чисток были албанцы, то реакция была бы иной.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow