СюжетыОбщество

ЗАКИДАЕМ ГРУЗИЮ КЕПКАМИ?

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Этот материал вышел в номере № 18 от 18 Марта 2004 г.
Читать
В 1992-м Москва помогла так называемым здоровым силам в Грузии, а точнее — бандитам Джабе Иоселиани и Тенгизу Китовани свергнуть законно избранного, но безумного президента-националиста Звиада Гамсахурдиа. Потом из Москвы прибыл Эдуард...

В 1992-м Москва помогла так называемым здоровым силам в Грузии, а точнее — бандитам Джабе Иоселиани и Тенгизу Китовани свергнуть законно избранного, но безумного президента-националиста Звиада Гамсахурдиа. Потом из Москвы прибыл Эдуард Шеварднадзе облагородить бандитскую власть наших протеже. В 92-м, непосредственно в преддверии войны в Абхазии, российские военные передали бандформированиям Иоселиани и Китовани из состава Ахалцихской танковой дивизии много танков, прочей бронетехники, артиллерию, также вертолеты огневой поддержки Ми-24П и Ми-24В из состава Телавского полка вместе с экипажами в качестве «добровольцев».

Потом по ходу войны российские военные при поддержке Кремля снабжали уже абхазов, а также экспедиционный батальон чеченских боевиков под командованием Шамиля Басаева оружием и техникой. Российская артиллерия и авиация поддерживали огнем формирования сепаратистов. В 94-м в Абхазии наш пилот рассказал мне, как во время войны, получив от начальства боевой приказ и замазав российские знаки принадлежности на борту, он летал бомбить грузин.

В 93-м абхазы и Басаев с нашей помощью победили. С тех пор в Абхазии и Юго-Осетии поддерживается ситуация постоянно тлеющего конфликта. Теперь еще в одной грузинской автономии — Аджарии берутся за оружие при явной поддержке из Москвы. Зачем поджигать у соседа? Мало нам уже кавказских войн?

В Тбилиси более десяти лет существовал слабый коррумпированный режим Шеварднадзе, и все это время определенные силы в Москве готовили ему на смену здоровую пророссийскую власть — аджарского князя Аслана Абашидзе, который не только безраздельно правил в своей фамильной вотчине, но также сформировал движение «Возрождение» с общегрузинскими амбициями и еще пару месяцев назад пытался, правда неудачно, предотвратить приход к власти Михаила Саакашвили, прислав на автобусах из Батума в Тбилиси толпу своих сторонников — поддержать Шеварднадзе.

Провалилась наша долгая интрига с продвижением к власти Абашидзе. Теперь Москве приходится делать выбор: налаживать отношения с очень популярным в народе Саакашвили или продолжать ставить на старых друзей? Выбор особенно труден еще и потому, что в Москве нет единой четкой кавказской политики. У Абашидзе, у сепаратистов в Грузии — много влиятельных друзей и деловых партнеров в Москве. Но есть и осторожные люди, понимающие, что провокация в Аджарии может очень повредить долгосрочным интересам страны.

В воскресенье Абашидзе резко обострил обстановку, перекрыв вооруженными людьми административную границу с остальной Грузией и не допустив въезд в республику президента Саакашвили. Власти Аджарии объявили, что Тбилиси готовит ввод войск для свержения князя. Но к середине недели точно выяснилось, что никаких грузинских правительственных войск на аджарской границе нет. Чрезвычайных передвижений войск внутри Грузии — тоже. Бойцы Абашидзе стоят на границе, а на той стороне — никого.

Грузинские вооруженные силы, конечно, невелики. Числятся в пограничных, внутренних и прочих войсках то ли 14, то ли аж 20 тыс. человек, а сколько их там реально? В арсенале — 79 танков Т-72, 102 БТР-а и БМП, а сколько из них на ходу?

Территория Грузии тоже невелика. Грузинам собрать свое войско — не американцам год назад тащить дивизии из Техаса и Луизианы в Кувейт для вторжения в Ирак. Но на подтягивание и развертывание сил для возможного вторжения в Аджарию все же нужно время. Поскольку на аджарской границе сейчас ничего нет, то в ближайшую неделю война технически невозможна. Это если бойцы Абашидзе вместе с российскими силами 12-й базы в Батуми сами не готовят нападение, скажем, для захвата стратегической авиабазы в Сенаки, поскольку маленький гражданский аэропорт в Батуми не годится для организации воздушного моста и развертывания авиационной группировки в случае настоящей войны в регионе.

Если бы Саакашвили реально готовил вторжение, как утверждает Абашидзе, то грузинские силы должны были начать выдвигаться и развертываться еще неделю назад. Но грузинское центральное правительство явно не собиралось никуда вторгаться. Во всяком случае, сейчас.

Понятно, почему Абашидзе устроил громкую провокацию. Он, похоже, опасается, что президент Владимир Путин может, например, договориться с Саакашвили у него за спиной — и отнимут тогда у аджарского князя самое святое: батумскую таможню, которую он приватизировал и использует с пользой и для себя, и для группы московских товарищей. Без незаконных доходов от растаможки Абашидзе не сможет содержать дружину боевиков, и тогда — либо в Москву жить на накопленное, либо — в ноги к Саакашвили: каяться и целовать демократический штиблет.

Но российский МИД почему так принял к сердцу проблемы стареющего князя? Почему много наших видных политиков разом вдруг углядели в тумане несуществующие грузинские танки и спецназ?

Очевидно, дело не только в Аджарии. Есть в Москве мощная группировка, которая считает, что Путин проявляет непозволительную осторожность на Кавказе, позволяет укрепиться Саакашвили, отказывается рассматривать вопрос официального «воссоединения с Родиной» Абхазии, Юго-Осетии да и Аджарии, если на то пошло. Идея собирания земель, пусть частичной, но «реинтеграции» бывшей советской державы очень популярна, и Путин ее, похоже, разделяет. Но какими методами достигнуть желаемого, в какие сроки? Каково должно быть соотношение смелости и осторожности в процессе «собирания»?

Очевидно, что, решительно поддержав Абашидзе, который из-за дохода от приватизированной таможни готов чуть ли не ядерную войну начать и требует от Москвы «защитить Аджарию» в соответствии с древними Карским и Московским договорами и еще прислать наших солдат-миротворцев, определенная группировка в Москве желает и Путина поставить перед определенным выбором: либо сдача Аджарии и унижение, либо — смело посылать войска в безумную и бессмысленную авантюру.

Пока Саакашвили на провокацию не поддался, войска не двинул и ограничился экономическими санкциями, решив ударить по самому больному — по таможне. Путин тоже пока молчит. Но история знает, что некоторые из самых нелепых и кровавых войн с санкций и начинались.

ХРОНИКА

В Батуми — чрезвычайное положение, танки и тяжелая техника охраняют здания мэрии, полиции, Верховного совета автономии, телевидения и других стратегически важных объектов.

Центральные власти объявили о закрытии воздушного пространства над Аджарией, КПП Сарпи на аджарском участке грузино-турецкой границы и батумского порта. Также заморожены счета правительства Аджарии в банках Грузии и аннулированы лицензии действующих на территории автономии банков. Провозить в автономию можно только продукты питания.

К экономическим санкциям во вторник добавились уголовные дела, возбужденные Генеральной прокуратурой Грузии в отношении высокопоставленных представителей аджарского руководства. В попытке нарушения территориальной целостности обвиняются глава МГБ Аджарии Сосо Гогитидзе, замглавы МВД Давид Бакурадзе, мэр города Кобулети Тариэл Халваши и глава МВД Джемал Гогитидзе. Последний пока пользуется депутатской неприкосновенностью, но генеральный прокурор Ираклий Окруашвили рассчитывает на поддержку парламента Грузии. Обвинений не видвинули только в отношении руководителя автономии Аслана Абашидзе и его сына — мэра Батуми Георгия Абашидзе. По словам силовиков, они дали отцу и сыну шанс опомниться. По словам пресс-секретаря министра МВД Аджарии Давида Гергедава, действия Генеральной прокуратуры в Батуми встретили без паники. «Ни о какой уступке Тбилиси в Батуми речи не идет. Все находятся на своих рабочих местах и решают задачи, поставленные руководством республики», — сказал он.

Премьер-министр Грузии Зураб Жвания заявил, что центральные власти были готовы к переговорам с самого начала. В понедельник между премьер-министром и Асланом Абашидзе по телефону шли интенсивные переговоры. Саакашвили в сопровождении всего нескольких человек готов был отправиться в Батуми, но Абашидзе в последний момент отказался от встречи. Наутро стало понятно почему.

Батумскую блокаду прорвал мэр Москвы Юрий Лужков с компанией заинтересованных лиц — бизнесменом Лучинским и депутатами-державниками Савельевым и Алкснисом. Лужков заявил, что приехал лично поддержать своего «друга и брата» Аслана Абашидзе. Мэр Москвы уточнил, что принимал решение самостоятельно и с МИДом свои действия не согласовывал. Официальный Тбилиси восторгов по поводу приезда дорогого гостя не высказал. Премьер-министр Грузии Зураб Жвания назвал внезапное появление Лужкова в Батуми не совсем понятным, а президент Саакашвили провел телефонные переговоры с Владимиром Путиным.

Между тем недовольство режимом Абашидзе открыто высказывает оппозиционная партия «Наша Аджария», которая приобретает в республике все больше влияния. По словам лидера партии Георгия Диасамидзе, эскалацией напряжения власти республики пытаются сорвать назначенные на 28 марта парламентские выборы. «С приходом к власти в Грузии Михаила Саакашвили произошел коренной перелом в настроениях аджарцев. У людей, тринадцать лет находящихся под гнетом семейного клана Абашидзе, появилась надежда на восстановление законности и порядка. Абашидзе поддерживают только 10—15% людей, ограбивших народ и наживших миллионы. Большинство населения живет в нищете и сильно напугано, особенно сейчас, когда в республику не пустили даже президента», — говорит он. Пока предвыборная агитация запрещена, оппозиционеры собираются в двух центральных офисах в городе Батуми. «Сейчас очень тяжелая обстановка. Наших активных сторонников предупредили, чтобы они покинули республику в 24 часа. Ко многим врываются в дом, угрожают расправой», — рассказывает он. «Наша Аджария» собиралась организовать уличные манифестации, однако из Тбилиси попросили подождать. «Мы ждем, что будет. Если проведение демократических выборов встанет под сомнение, тысячи людей выйдут на улицы, чтобы бороться с диктаторским режимом Абашидзе», — говорит Георгий Диасамидзе.

Пока Тбилиси исключает силовой вариант решения проблемы. На переговоры в Батуми отправилась спикер парламента Грузии Нино Бурджанадзе. Ожидается, что в Тбилиси она вернется вместе с Ю.М. Лужковым.

Нана ПЛИЕВА

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow