СюжетыОбщество

ОТНОШЕНИЯ РОССИЯ — ЕС ДЕГРАДИРОВАЛИ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ЧЕТЫРЕ ГОДА

МЫ И МИР

Этот материал вышел в номере № 12 от 19 Февраля 2004 г.
Читать
Россия и Евросоюз приблизились к низшей точке отношений после 1999 года (тогда спад был связан с началом второй чеченской и неадекватностью хозяина Кремля). На минувшей неделе сигналы прозвучали с обеих сторон. Москва сказала, что не даст...

Россия и Евросоюз приблизились к низшей точке отношений после 1999 года (тогда спад был связан с началом второй чеченской и неадекватностью хозяина Кремля). На минувшей неделе сигналы прозвучали с обеих сторон. Москва сказала, что не даст странам Центральной и Восточной Европы, вступающим в ЕС, войти в Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ним и Россией без переговорного торга. Брюссель отверг российские 14 пунктов «минимизации последствий расширения» — откат за бывших соцлагерников. С 1 мая, когда Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Латвия, Литва и Эстония вступят в союз, может возникнуть абсурд: правовая база отношений с Россией вроде бы есть, но не для всего ЕС. Так не бывает. В кулуарах еврократии почти уверены, что тогда европейско-российские отношения будут парализованы. Еврокомиссия родила жесткий документ о России и политике Кремля. Он будет представлен 23 февраля Совету министров иностранных дел ЕС. Главы государств и правительств поручили ему провести ревизию отношений с Россией. Свои рекомендации подготовил Европарламент (см. «Новую» № 5).

В Москве подсчитали, что из-за вступления в ЕС бывших стран соцлагеря Россия будет терять 150 млн евро ежегодно. В качестве компенсации Кремль хочет, в частности, послабления и отмены визового режима ЕС для российских граждан, масштабной экономической помощи Калининградской области, снижения импортных тарифов и увеличение квот на сталь и ряд других продуктов российского экспорта. Европейцы готовы вести торг по всем предметам, но очень болезненно восприняли и решительно отвергли попытку увязать это с распространением действия СПС на новых членов союза. Ибо она похожа на ультиматум, а между друзьями и партнерами ультиматумы неуместны. И Еврокомиссия напомнила о своем списке претензий: нецивилизованном поведении в Чечне, организованной преступности, заказном правосудии, ограничении демократии и свободы СМИ, нератифицированных договорах о границе с Эстонией и Латвией и Киотском протоколе, безопасности мореплавания и ядерной энергетики, высоких тарифах за перелет Сибири и т.д.

У каждой стороны есть резоны. Но проблема-то не в них. «Друзья и партнеры» при «высокой степени сотрудничества и доверия» уж как-нибудь бы договорились. Другое дело — торговцы и покупатели. Соглашение заключено с новорожденной демократической Россией в эйфории перемен. В июне 1994 года на греческом острове Корфу его подписали Ельцин и главы тогда еще 12 стран ЕС. СПС стало заложником первой чеченской войны и вступило в силу только в декабре 1997 года. Между делом в него включились Австрия, Швеция и Финляндия, вступившие в ЕС в 1995-м (с ними проблем не было). Падение ртутного столбика до нуля в начале второй чеченской — и сразу, опять же авансом, надежды на молодого и внятного российского президента. Тот прошел путь от оваций в бундестаге за приличный немецкий, белозубой улыбки Блэра и доверительного внимания Ширака до объятий Берлускони. Тусовочная PR-дипломатия зомбировала граждан через телевизор, но при всех расходах на раскраску наличников петербургского окна в Европу не отражала дел. Попытки через личную «дружбу» отколоть от европейского массива отдельные страны только раздражали остальных и брюссельский центр. Отношения Россия — ЕС деградировали за президентский срок Путина и скатились к тому, что есть: бюрократическим структурам и пафосным заявлениям о намерениях.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow