СюжетыОбщество

УРОКИ ТБИЛИСИ: ОТ ГОЛОДНЫХ ВОЕННЫХ МАЛО ПРОКУ

Этот материал вышел в номере № 90 от 01 Декабря 2003 г.
Читать
Остается ждать, когда к нам пришлют послом Майлза После того как в Грузии пал режим Эдуарда Шеварднадзе, в Москве очень стали популярны теории всеобщего заговора. Сценарий событий в Тбилиси напомнил то, что произошло в Белграде в 2000-м,...

Остается ждать, когда к нам пришлют послом Майлза

П

осле того как в Грузии пал режим Эдуарда Шеварднадзе, в Москве очень стали популярны теории всеобщего заговора. Сценарий событий в Тбилиси напомнил то, что произошло в Белграде в 2000-м, когда пал Слободан Милошевич. Высказываются опасения, что и в Молдавии, и, возможно, на Украине прозападные националистические силы могут свергнуть дружественные Москве режимы по той же методике: массовые демонстрации протеста, которые перерастают в массовое, сравнительно бескровное восстание с захватом парламента, и — прежняя власть разваливается, а лидеры оппозиции перехватывают рычаги управления страной.

Бывший президент сказал в интервью, что оппозиция пришла к власти благодаря поддержке Вашингтона, и это его сильно обидело: «Когда им нужна была моя поддержка по Ираку, я предоставил ее. Что же случилось сейчас, я объяснить не могу».

Нынешний американский посол в Тбилиси Ричард Майлз с 1996-го по 1999-й был послом в Югославии при Милошевиче. Теперь высказывается мнение, что сначала, мол, Майлз успешно подготовил переворот в Белграде, а потом поехал в Грузию.

Еще указывают на известного американского биржевого спекулянта и филантропа Джорджа Сороса, который в свое время дал деньги независимому грузинскому телеканалу «Рустави-2», а потом еще на издание оппозиционной политической газеты «24 часа». Правда, газета так и не смогла стать популярной, но «Рустави-2» в Грузии смотрят все, и этот канал много и резко критиковал неэффективный и коррумпированный режим Шеварднадзе. Власти несколько раз пытались закрыть «Рустави-2», но не вышло, и канал действительно сыграл очень важную роль в падении режима.

В Грузии, естественно, работало гостелевидение, выходили лояльные проправительственные газеты. В Югославии в 2000-м все телевидение безоговорочно поддерживало Милошевича, как сегодня в России оно поддерживает Путина. Оппозиционная печать подавлялась, результаты выборов фальсифицировались, полиция какое-то время разгоняла демонстрантов, но ни насилие, ни лживая пропаганда не спасли.

В странах с насквозь коррумпированными режимами, как сегодня в России, как в Грузии при Шеварднадзе, как в Югославии при Милошевиче, все важные вопросы решаются за кулисами в результате интриг, заговоров и подкупа. Потому правящая элита всерьез полагает, что по-иному в принципе не бывает. Когда широкие массы, которым достаются только результаты проигранных войн, внешнеполитических неудач и беспросветная нищета на фоне жирующего президента и его близкого круга, выходят на улицы с решительными целями, элиту охватывает ступор, и ничего лучше всеобщего прозападного заговора она придумать не может.

И в Югославии, и в Грузии силы МВД и армия отказались поддерживать режим, пропустили демонстрантов в парламент, что стало непосредственной причиной смены власти. И в той, и в другой стране военным платили очень мало, при этом еще посылая воевать в бессмысленных, кровопролитных антипартизанских войнах. В России сегодня то же: Путин и Сергей Иванов на совещаниях говорят, что болезненная военная реформа позади, что дальше все будет только лучше, в то время как, скажем, в бюджет на 2004 год не заложены деньги не то что на прибавку — даже на коррекцию зарплаты военнослужащих с учетом инфляции.

Полуголодное, ведущее беспросветную войну в Чечне войско — плохая опора для коррумпированного режима. Непохоже, чтобы это именно Сорос или еще какой иностранец заставил руководство доводить до ручки сразу и офицеров, и гражданских. Такова вообще практика коррумпированных авторитарных режимов: большие деньги делят наверху среди своих, а лояльность и населения, и военных поддерживают мелкими подачками и топорной пропагандой.

В 2004-м в России на оборону выделяется 412 млрд руб., что само по себе немало, если тратить разумно, с умом и сократить численность в штате Минобороны наполовину от нынешних примерно двух миллионов (с учетом гражданского персонала). Но в авторитарном государстве, где нет свободной прессы, независимого суда или парламента, где нет никакого гражданского (общественного) контроля, средства оборонного бюджета с неизбежностью разворовывают, а численность армии бессмысленно раздувают — так (думают правители) страна выглядит авторитетнее, а режим — устойчивее.

Известно, что лучше всего военным живется в последовательно демократических странах. А коррупция и полуголодная армия — видовой признак авторитарных режимов. Потому в будущем грузинский (югославский) вариант вполне возможен в России, когда нынешняя власть всех вконец достанет, а с помощью выборов ее сместить не выйдет. В Грузии и в Югославии, когда стало ясно, что из-за фальсификации выборов нет никакой надежды законно сменить власть, произошел взрыв — отчаянной смелости и отчаянного протеста.

Коррумпированные авторитарные режимы не только разрушают сами собственные народы и страны, но также угрожают соседям. У подобных государств не бывает надежных внешних союзников. Запад реально помог свергнуть Милошевича и Шеварднадзе — старого друга — не поддержал в трудную минуту. Так что теория прозападного заговора не полностью беспочвенна. Сегодня, по мере того как вырисовывается авторитарная сущность режима Путина, постепенно нарастает его международная изоляция.

На прошлой неделе Европа (ОБСЕ) активно вмешалась, чтобы не допустить подписания под патронажем Путина выгодного России соглашения между Молдавией и Приднестровьем, которое оставило бы в регионе наш военный контингент. Запад весь целиком, включая Европу, с которой мы вроде еще недавно были в союзе против США по иракскому вопросу, будет в дальнейшем все более жестко противодействовать российской политике — особенно попыткам вести интеграцию в СНГ. В Вашингтоне тем временем влиятельные демократы и республиканцы в конгрессе публично требуют исключить Россию из «большой восьмерки», а представители Белого дома в частных беседах выражают глубочайший пессимизм по части дальнейших отношений. Теперь остается ждать, когда к нам пришлют послом Майлза.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow