СюжетыОбщество

ВСЕ, ЧТО ВЫ ДУМАЛИ О РОССИИ, НО БОЯЛИСЬ В ЭТОМ ПРИЗНАТЬСЯ

Этот материал вышел в номере № 88 от 24 Ноября 2003 г.
Читать
Когда много некрасивых мужиков толпой приходят в телевизор и начинают там кричать то друг на друга, то на камеру — это к выборам Кричат они такое одинаковое («справедливость», «пенсии», «свобода», «подъем экономики»), что различить их...

Когда много некрасивых мужиков толпой приходят в телевизор и начинают там кричать то друг на друга, то на камеру — это к выборам

К

ричат они такое одинаковое («справедливость», «пенсии», «свобода», «подъем экономики»), что различить их можно только по тембру голоса и рекламным роликам. Правда, рекламные ролики в этом году тоже крайне однообразны. Общее ощущение от них довольно угнетающее. Кажется, их производители только недавно обнаружили удивительные возможности телевидения. Там такие спецэффекты! Экран можно разделить на три части! Можно даже дать такую легкую тень от надписи! А буквы могут быть с завитушками! Дальше этого фантазия рекламоделов не идет — ну если не считать ролик Партии жизни, неуловимо напоминающий по стилю бесконечные рекламы мобильной связи.

В роликах вообще показывают чаще всего либо бесконечные просторы России, либо лица партийных деятелей. Те, кто не стал ничего придумывать, а просто тупо в течение нескольких секунд показывал название партии или какую-нибудь заповедь, оказались правы: чем больше в ролике «художественности», тем ужаснее ощущение. Ролик СПС, в котором три веселых друга летят куда-то в светлое будущее на частном самолете, скорее всего, вызовет раздражение у людей, которые не могут себе позволить ни самолета, ни светлого будущего. Ролик ЛДПР, в котором неугомонный лидер брызгает своей неугомонной слюной на журналистов, и все это называется «ЛДПР за свободу слова», может вызвать раздражение чуть посильнее, потому что не имеет никакого отношения к реальной жизни, а только к лидеру ЛДПР. Люди в погонах, объясняющие что-то про «Единую Россию», вызывают зубную боль — правда, меньшую, чем если бы это были люди в штатском.

Милиционер, спецэффектно превращающийся в доллар в ролике «Автомобильной России», сделан в лучших детсадовских традициях. В них выдержан и весь ролик, призывающий автомобилистов России пересаживаться в танки и мочить красноглазых милиционеров.

В роликах Партии пенсионеров и социальной справедливости обязательно присутствуют дедушка и внучек. Дедок, когда выходит на улицу, начинает раздавать прохожим листовки, а в домашней обстановке занимается в основном тем, что гладит кота Ваучера, ехидно заявляя: «Ваучер вон какую морду наел!». Хитрый прищур деда намекает на то, что, придя к власти, Партия пенсионеров пустит всех рыжих котов на шапки. Образ Ваучера очень впечатляет. С одной стороны, не очень понятно, что деду не нравится, если кот у него упитанный, ест хорошо. Если кот питается кошачьими консервами, значит, у деда есть деньги на эти консервы. Если кот питается мышами, то у деда много продуктов, остатками которых кормятся эти мыши. Если это вообще не кот, то зачем дед его гладит?

С другой стороны, все понятно: кот рыжий, зовут Ваучером. Где социальная справедливость, я вас спрашиваю?

КПРФ совсем разошлась — для них какое-то мрачное существо читает рэп. Оно требует, чтобы ему вернули все, что у него отняли: «Богатые ублюдки, они меня достали, я хочу вернуть все, что у меня отняли». Что, кроме погремушечки, могли отнять у такого лба, я не могу себе представить. И то за ту погремушечку он уже отомстил, и не один раз. Финал достоин премии «Лучшая поэтическая строка года»: «Это наш выбор, это наш рэп, мы голосуем за КПРФ». Предлагаю более универсальную фразу: «Это наш выбор, это, нашу мать, мы голосуем за вкусно пожрать».

Но самое омерзительное, почти микояновско-овальное ощущение вызывает ролик избирательного блока «Родина», в котором два вполне олигархического вида представителя этой партии сидят за столом и едят. Один другому говорит: «Не нравятся мне эти олигархи». Второй отвечает: «Не нравятся — не ешь». И слоган — мол, они против олигархов. В семнадцатом году это называлось «они хотят, чтобы не было богатых». Если бы исполнители главных ролей оделись в рванье и сели есть олигархов на помойке, было бы более убедительно, хотя, конечно, и не так честно.

Остальные рекламные «художественности» сливаются в желтые поля, над которыми вечно встает солнце. Это все, что вы думали о России, но боялись себе в этом признаться.

Отдельное удовольствие — ролики, призывающие идти на выборы. Плохо играющий Емеля, которому щука обещает хорошую жизнь, это еще полбеды. Совсем беда — это безумный Робинзон, российский якобы гражданин, который сует в бутылку совершенно недействительный бюллетень для голосования, а потом объясняет Пятнице: «У нас в Москве сейчас зима, красота, выборы». Ну да. В тюрьме сейчас ужин, макароны.

С другой стороны, все эти ролики действительно работают: при виде их хочется сделать что-нибудь хорошее, правильное и не имеющее никакого отношения к политике. Если бы кандидат «Против всех» был реальным лицом, я была бы уверена, что это он заказал, оплатил и снял ролики всех остальных партий.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow