СюжетыОбщество

ТЕПЛО УШЛО ПО ТРУБАМ

Этот материал вышел в номере № 88 от 24 Ноября 2003 г.
Читать
«Сургутнефтегаз» не торопится начать добычу столь необходимого Якутии топлива и обрекает целый регион на замерзание В Якутии уже 30-градусные морозы. Как и каждый год. Но нынешняя зима может оказаться для местных жителей холоднее, чем...

«Сургутнефтегаз» не торопится начать добычу столь необходимого Якутии топлива и обрекает целый регион на замерзание

В

Якутии уже 30-градусные морозы. Как и каждый год. Но нынешняя зима может оказаться для местных жителей холоднее, чем обычно. Добыча нефти на крупнейшем в республике Талаканском месторождении остановлена, и неизвестно, когда возобновится, а именно талаканская нефть питала республиканские котельные. Что случилось? Неужели очередной взрыв, обвал, наводнение? Нет, очередная смена хозяев. Тут уж можно ждать любых ЧП.

Теперь за тепло и свет в Якутии в ответе «Сургутнефтегаз»: в начале ноября эта компания получила операторскую лицензию на разработку Талакана. Только никакой ответственности новые владельцы, похоже, не чувствуют. Инфраструктурой для добычи здесь нефти они не располагают да и не спешат ею обзаводиться. Для них ведь тоже зима — не сезон. Проще подождать до начала летней навигации. Ну а люди? А люди, как всегда, потом.

П

очему-то в нашей стране перемены всегда сваливаются как снег на голову. И в самый неподходящий момент. Так, решение отобрать лицензию на Талакан у компании «Ленанефтегаз», занимавшейся его разработкой, созрело как раз накануне неизбежного наступления холодов. Ленские нефтяники, которые, собственно говоря, это месторождение и открыли, эксплуатировали его в качестве временного оператора. Как предполагалось — до проведения аукциона по продаже прав пользования. И вдруг в начале ноября возник «Сургутнефтегаз». С лицензией и без объяснений.

То есть объяснить или, точнее, предположить можно все. Конечно, ничего противозаконного в том, что Минприроды не продлило, как это было раньше, ленской компании временную лицензию, нет. А то, что все случилось именно сейчас, так дело совсем даже не в зиме. Причина, скорее, в том, что «Ленанефтегаз» входит в состав опального «ЮКОСа», столь последовательно вытесняемого с нефтяного рынка. Но кому от таких объяснений теплее?

Почему выбор пал на «Сургутнефтегаз», сказать трудно. Компания работала только в Ханты-Мансийском округе и к экспансии на новые территории вроде бы не стремилась. Не то что многоопытный «ЮКОС»: и масштаб не тот, и амбиции не те. Увы, и возможности тоже хромают. «Ленанефтегаз» обладал не только лицензией на работу, но и необходимой инфраструктурой: скважинами, трубопроводами, оборудованием, техникой, командой специалистов из нескольких сот человек.

Теперь инфраструктура — отдельно, лицензия — отдельно. Одни не могут работать, потому что запретили, другие тоже не могут — потому что нечем. Что-то не продумали чиновники и в Москве, и в Якутске. Какая-то совсем высокая политика у них получается, страшно далекая от народа.

Все беды в одном флаконе

А у народа, судя по всему, зимние перспективы действительно безрадостные. Чтобы якутские котельные все же работали, нужно будет завозить топливо из других регионов. Это ой как накладно! Если решатся на такую меру республиканские власти, значит, вырастут тарифы на тепло. Если не решатся, тарифы не вырастут, но и тепла может не быть. Это в Якутии-то с богатством ее недр, где что ни шаг — наткнешься на месторождение полезных ископаемых!

Причем работников «Ленанефтегаза» не будет даже греть мысль о том, что завтра — новый рабочий день. Закрытие градообразующего предприятия лишило многих жителей Ленска всяких надежд на то, что нынешние трудности — дело преходящее. Они теперь — безработные. Их семьи остались практически без средств к существованию. Ведь найти работу, когда освободилось сразу столько квалифицированных рабочих рук, почти невозможно. Когда там еще вновь забурлит жизнь на Талакане! Дожить бы.

Впрочем, местным властям, оказавшимся под градом обрушившихся на них социальных проблем, тоже не позавидуешь. О тепле — думай. О безработице — думай. Все требуют денег, а где их взять, если с остановкой разработки месторождения прервался и поток «нефтяных» налогов, весьма солидно пополнявший бюджет и позволявший выполнять столь актуальные социальные программы.

Долги наши

Все эти «болячки» теперь — на плечах новых владельцев крупнейшего в Якутии месторождения. Даже если сами они этого еще не понимают. Ведь «Сургутнефтегаз» получил не только права, но и обязанности: как ни крути, одного без другого не бывает. Неслучайно сейчас все заговорили о социальной ответственности бизнеса. И это в нашей стране, где все последнее десятилетие предприниматели если и оглядывались на чужие нужды, то отнюдь не из чувства долга, а с надеждой что-то с этого иметь.

А между тем это именно долг, который, как известно, платежом красен. Долг сильного — помочь слабому. Долг богатого — позаботиться о бедном. Долг сильной нефтяной компании, которая будет получать прибыль, разрабатывая якутское месторождение, помнить, что нефть — достояние общее. Принадлежит всей Якутии, которая может остаться без тепла и света, и тем жителям Ленска, которые уже лишились работы. Так что закрыть глаза на их беды, решать свои задачи, не думая о последствиях для населения региона, не удастся.

«ЮКОС», кстати, в прошлом году потратил на благотворительные проекты в республике 15 миллионов рублей, в этом планировали — 20 миллионов. Не получилось. «Сургутнефтегаз» пока внятно о своих планах не поведал. Как собирается компания эксплуатировать Талакан? Или, может быть, законсервирует его, будет ждать у моря погоды? Навигация, которая позволит завезти необходимое оборудование и технику, еще далеко. Морозы уже здесь.

Конечно, безвыходных ситуаций не бывает. Если новый владелец лицензии решил работать в Якутии всерьез и надолго, то самый очевидный выход — купить принадлежащую «Ленанефтегазу» современную и полную инфраструктуру. Иначе говоря, договориться с «ЮКОСом» о продаже активов «Ленанефтегаза».

Возможно, это будет не самый дешевый для «Сургутнефтегаза» вариант, но наилучший и, главное, социально ответственный — вспомним модное словосочетание. Только таким образом сойдутся концы с концами: жители Якутии не замерзнут, несмотря на жестокие морозы, безработные в Ленске вновь смогут вернуться на рабочие места, а «Сургутнефтегаз» получит шанс оперативно начать разработку Талаканского месторождения. Не хочется думать, что жизнь на Талакане замерла надолго.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow