СюжетыОбщество

ОРЕХОВСКАЯ ОПГ – БОЛЬШОЙ СБОР

Этот материал вышел в номере № 88 от 24 Ноября 2003 г.
Читать
Если этот суд не превратится в пиар-кампанию, мы узнаем, что связывает криминал со спецслужбами В конце года в Московском городском суде и в Королевском суде Барселоны случится редкое: судьи будут рассматривать три дела одной и той же...

Если этот суд не превратится в пиар-кампанию, мы узнаем, что связывает криминал со спецслужбами

В

конце года в Московском городском суде и в Королевском суде Барселоны случится редкое: судьи будут рассматривать три дела одной и той же ореховско-медведковской группировки. Чтобы собрать братву на скамьях подсудимых, потребовались усилия МУРа и криминальной полиции Испании.

Без малого год я наведывался в зал № 317, где время от времени под председательством федерального судьи Николая Говорова то начинался, то прерывался, а то и откладывался на месяц-другой суд над тринадцатью ореховскими боевиками. Через год после начала Николаю Юрьевичу удалось все же сломить адвокатское упрямство, зачитать обвинительное заключение, и заседания с тех пор продолжаются ежедневно, кроме пятницы. Есть и первая сенсация: ставший после предварительного следствия знаменитым киллер банды Александр Пустовалов (Солдат) воспользовался 51-й статьей Конституции РФ и вообще отказался от показаний. С тех пор молчит.

Победный брифинг

И вдруг узнаю из множества СМИ: закончено расследование уголовного дела одиннадцати ореховских и примкнувших к ним медведковских братков. Об этом мои коллеги узнали из состоявшегося в середине октября брифинга. Его провели начальник управления по расследованию бандитизма и убийств Мосгорпрокуратуры Григорий Шинаков и заместитель начальника МУРа Николай Орлов.

Тут уж не удержусь: к знаменитому управлению у меня симпатии давние, в прошлом апреле Генпрокуратура хотела было упразднить его за ненадобностью, я напечатал в «Новой газете» сердитую статью, и случилось невероятное: Устинов уже готовый приказ об изгнании лучших в Москве прокуроров и следователей не подписал, и управление выжило.

В интернете я вычитал, что Шинаков с Орловым просветили журналистов сполна: и кем был взорванный в машине Сильвестр, и как после его убийства ореховских прибрал к рукам Сергей Буторин (Ося), и как был пойман в Москве киллер Александр Пустовалов (Солдат), и как потом испанская полиция вместе с Интерполом в городке под Барселоной арестовала Буторина с Полянским, и какие, наконец, жуткие преступления совершили обе группировки — ореховская и медведковская.

Надеюсь, больше пересказывать мне смысла нет — в прошлом и этом году все эти страшилки я описал в «Новой газете» куда подробнее.

Один бандит — бандит, двое — банда

Когда в феврале прошлого года я напечатал в «Новой газете» первую свою статью об ореховских — «По следам мертвеца», один из информационных сайтов интернета ее перепечатал, снабдив собственной шапкой: «Ореховской ОПГ больше нет».

Что и говорить, этакая легкость взгляда коллег меня встревожила — об исчезновении отлично организованной, с оружием и деньгами банды говорить было рано. Я ведь не случайно приводил тогда обширный список авторитетов и боевиков, которые из поля зрения МУРа исчезли надолго. Еще раз напомню: Белкин, Шарапов, Масленников, Дашкевич, Сосновский, Макаров, Фролов, Соболев, Симонов, Туркин, Зимин, Филимоненко, Полянский (Руслан), Пылев (Олег). (Двое последних — родные братья авторитетов Марата Полянского и Андрея Пылева.) Этих пропавших даже больше, чем в первой группе, которую уже почти два года судит Говоров, да и вторая, готовая к суду, тоже числом поменьше (в первой – 13 обвиняемых, во второй — 11). Мой консультант по ореховским, которого я называл Виктором, говорил мне тогда: те, кто сейчас шастает по Европе, непременно будут рваться в Россию — отлавливать их надо сразу, иначе беда. Иначе снова получим ОПГ — то ли ореховскую, то ли медведковскую.

Однажды он понял, что пойдут в Москву прежде всего Пылев и Полянский, это ребята толковые, горячие, непоседливые — у одного брат в тюрьме, у другого под колпаком полиции, не сидеть же в безделье? Факт, что из Испании они придут с моря и попадут то ли в Одессу, то ли в Севастополь — пусть там их и высматривают хлопцы из закордонных теперь МВД и службы безпеки. Как ни огораживались границами, Виктор многих из них знает и о себе напоминает частенько — вместе ведь учились в Высшей школе МВД СССР, если придется, помогут. Все это ему подсказали не агентура, не ориентировки — чутье. Это не треп, не фантазии, не байки — сыщик-профи никогда не расскажет, что это такое, просто знает, какого бандита и где надо ловить, и все тут.

Внимание, розыск

Слякотный севастопольский январь, вечер. На третьем этаже дома по улице Большой Морской смотрит телевизор одинокая женщина, назовем ее Нина Ивановна. Как и множество здешних русских, интерес у нее к московской программе, где показывают «Вести», а потом — «Внимание, розыск». Показывают славного парня, говорят, что это Полянский Руслан, 27 лет. Подозревается в бандитизме и убийствах. Нина Ивановна охает — да это же их сосед со второго этажа, всегда здоровается и одет аккуратно.

Ну и все — закрутилось. Звонок дежурному в службу безопасности, тот, давний знакомый Виктора, мигом адресует сообщение ему — выезжай.

Ну а дальше совсем просто — взяли Полянского, через пару минут — его спутника Кравченко. У обоих документы липовые, стволов нет, украинские власти мигом дают разрешение на экстрадицию — поехали, в Москве заждались. Кравченко вообще фигурант приметный — был у авторитета Оси Буторина вроде аналитика: умел слушать телефонные разговоры, перехватывать сообщения с пейджера и между делом вычислять людей, которых велено убить.

Месяц спустя звонок Виктору из УВД Одессы — приезжай, тут нарисовались Олег Пылев (Саныч) и Сергей Махалин, киллеры от Буторина. Брали обоих с погонями и стрельбой СБУ и МУР. С выдачей тоже проблем не было, через день двое гонцов уже беседовали со следователями Мосгорпрокуратуры.

И, наконец, совсем недавно, 15 октября, МУР взял еще одну группу ореховских киллеров, фамилии их пока опустим — идут допросы. Арестованных обвиняют в восьми убийствах. Это они в декабре 1988 года очередью из «Скорпиона» убили в Малом Левшинском переулке Москвы вице-президента компании «Русское золото» Нодари Гелашвили, а годом раньше, на Рабочей улице Подольска, из пистолета с глушителем застрелили вице-президента фонда развития правоохранительных органов Сергея Дроздова.

В свое время эти убийства наделали в Москве немало шума — и Гелашвили, и Дроздов многие годы работали в милиции, перед пенсией носили погоны полковников.

Мысленно я аплодирую и сыщикам МУРа, и следователям, но от горечи запоздалого возмездия избавиться трудно.

Тем временем в Испании

В первых своих статьях я лишь бегло упомянул об Андрее Пылеве, в банде его называли Карликом. С Буториным он был связан с начала 90-х годов, когда был авторитетом медведковской ОПГ, а вскоре и вовсе ушел под крыло Оси, стал его правой рукой. Такой альянс был выгоден обоим — Пылев со своей братвой занимался контрабандой нефти, богат был несметно. А вот мокрухи чурался — это была забота Оси, деньги Карлик ему платил шальные.

В 1997 году оба авторитета с женами и уцелевшими после наездов МУРа боевиками обосновались в Испании.

Как можно понять, ни полиция, ни спецслужбы новосела Пылева без внимания с той поры не оставляли. И вот не так давно, 7 августа, полиция снова задержала сеньора Пылева прямо в центре Марбельи, а судья санкционировал арест и заключение под стражу. На этот раз испанцы справятся сами и к помощи Москвы обращаться не придется — прокуратура располагает бесспорными доказательствами тесных связей Карлика с преступными авторитетами Малаги, Льеде, Жероне, Тенерифе и Майорки.

А Россия предъявляет Пылеву обвинение более тяжкое, чем контрабанда, — его считают заказчиком убийства Солоника и снова требуют экстрадиции.

Партия требует — отдайте Буторина!

Путешествуя по интернету, я как-то выискал «Сайт сторонников Бориса Грызлова». Сторонники, как можно догадаться, — члены партии «Единая Россия» и другие сочувствующие товарищи.

Главная тема последнего времени — разгром ореховской ОПГ. Впечатление такое: если бы не Грызлов, кровавый Ося со своей братвой безнаказанно зверствовал бы в Москве и по сей день. Сайт, понятное дело, посвящен лидеру президентской партии перед совсем уже близкими выборами, а местами читается как милицейская сводка. Особый подарок электорату — ликвидация курганской, медведковской и ореховской банд. Эти беспредельщики годами вон что творили, пока беспартийный министр их в бараний рог не скрутил.

Спорить не стану — просто напомню, что массовые аресты ореховских оперы МУРа начали в 1998 году, а год спустя взяли и неуловимого киллера Пустовалова. Тогда же, в 1998 году, началась подготовка к захвату в Испании Буторина и Полянского.

Хотя для сегодняшнего министра внутренних дел Грызлова эти события, вполне может быть, и новость, которой он поспешил поделиться с народными массами. 23 августа нынешнего года официальный сайт МВД России в разделе «Новости» публикует заявление своего министра с броским заголовком: «В Испании задержаны активные члены организованного преступного сообщества».

И далее: «Как сообщил Министр внутренних дел России Борис Грызлов, в Испании сотрудниками МВД и ФСБ России при содействии испанских коллег были задержаны активные члены организованного преступного сообщества, в состав которого входили представители «медведковской» и «ореховской» банд — Полянский М.А., Буторин С.Ю., известный в уголовных кругах под кличкой Ося, и Пылев А.А.».

Не пойму, почему министр считает новостью событие, случившееся в Испании два с половиной года назад?

Если это предвыборный пиар лидера «Единой России», то весьма примитивный даже для зрителей криминальной хроники.

Если уж говорить всерьез, гораздо больше нас интересуют до сих пор скрывающиеся от правосудия авторитеты и боевики изрядно поредевшей банды — фамилии их я уже называл. Как ведется их розыск, хватает ли для него сил, прочны ли контакты российского МВД с коллегами из Европы — именно эта задача сегодня главная и для МУРа, и для других служб МВД России. Хотелось бы пожелать министру успокоить общество пониманием этого беспокойства, а не предаваться воспоминаниям о былом.

Вот об этих ожиданиях сейчас и поговорим.

Ося — агент спецслужб?

Напомню: 23 августа из Испании в Москву был экстрадирован Марат Полянский. До этого он вместе с Буториным мотал в испанской тюрьме немалый срок — восемь с половиной лет (хранение оружия, нелегальный въезд в страну и сопротивление при аресте).

Знакомый мне офицер российского национального бюро Интерпола объяснил, что испанцы выдали Полянского России только на время следствия и суда над ним. Когда через год-два эта процедура увенчается приговором, Полянского обязаны отправить в Испанию, где он досидит свой срок, а уж потом опять поедет в Россию сидеть по новому приговору. Я полюбопытствовал: почему испанцы отдали только Полянского, а с Буториным не расстаются, ведь Генпрокуратура РФ требовала экстрадировать и того, и другого?

Вопрос мой остался без ответа, и я принялся рассуждать сам.

Итак, оба ореховских авторитета были арестованы в один день и час, судили их вместе, пункты обвинений один к одному, срок наказания один и тот же. И вот Полянский в России, а Буторин по-прежнему в Испании — почему так?

Вернусь к своей статье «По следам мертвеца-2» («Новая газета» № 10, 2002). Там есть одна главка: «Ося — агент спецслужб?». Это не моя легенда, это Буторин так заявил под присягой в испанском суде: «Я работал на спецслужбы России, от их мести сбежал из страны».

Надеюсь, понятно, что конкретные доказательства причастности такого человека к спецслужбам — редкость. Хотя, судя по всему, не такая уж и большая.

Уже и не помню, сколько действующих офицеров ФСБ кормились в банде Лазовского, которую с моей легкой руки стали называть «лубянской», а вот подполковника Юмашкина из управления ФСБ по Москве и Московской области вряд ли забуду — редко кто из обвиняемых или свидетелей по делу об этой банде, что слушалось в Мосгорсуде, его не вспоминал. Да и покойный полковник Цхай из МУРа из памяти не уйдет: он задержал машину, на которой от него улепетывал Лазовский, а из нее вытащил Юмашкина, который орал, что он чекист, майор и до Цхая еще доберется. Здоровяк Цхай вскоре вдруг взял да и умер, а Юмашкин привинтил еще одну звезду.

Или полковник Кушников, начальник отдела центрального аппарата ФСБ РФ, — следствие обвиняло его в соучастии в преступлениях гольяновской ОПГ, доказательства были убойные, а вот окружной военный суд они не убедили, и полковник ушел на волю.

После этих двух процессов я уже не вижу в признании Буторина ничего невероятного. Хотя если Испания его все же отдаст России и суд над ним состоится, то в родных стенах Ося уже не повторит своего признания. Так что, чтобы черт не попутал, лучше бы ему и остаться в Барселоне. Тем более что испанцы с августа, когда простились с Полянским, его пока не торопят. Думается, что в Испании всерьез отнеслись к заявлению Буторина о его связях с российскими спецслужбами и поэтому его выдачу придержали. И вот здесь помощь России тем более необходима: данные под присягой показания Оси следует или подтвердить, или опровергнуть. И не забывать, что испанцы ждут от нас не деклараций, а конкретных, подкрепленных фактами доказательств. Как бы хотелось услышать от Грызлова именно такое заявление. Хоть перед выборами, хоть после.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow