СюжетыОбщество

МИТИНГ ЗАКАЗЫВАЛИ?

Этот материал вышел в номере № 86 от 17 Ноября 2003 г.
Читать
«Массовка» на политических мероприятиях — чаще всего это просто бизнес «Срочно! Работа! Участие в митинге — 130 руб. в час. Обращаться…» Объявление попалось мне на глаза в общежитии МГУ. Ярко-зеленые буквы на тетрадном листке в клеточку....

«Массовка» на политических мероприятиях — чаще всего это просто бизнес

«С

рочно! Работа! Участие в митинге — 130 руб. в час. Обращаться…» Объявление попалось мне на глаза в общежитии МГУ. Ярко-зеленые буквы на тетрадном листке в клеточку. Ничего необычного. Денис часто вывешивает такие объявления.

— Я должен знать, с кем имею дело, — объясняет Денис, постукивая пальцем по лежащей на столе листовке. Денис — студент шестого курса («Факультет не называй!»). Два года занимается вербовкой студентов для участия в заказных митингах и пикетах.

…Все началось перед выборами в Мосгордуму. Помимо основного перечня услуг одна консалтинговая фирма предлагала организацию митингов и пикетов. Денис в то время участвовал в кампании по сбору подписей в пользу одного из кандидатов и имел с представителями фирмы некоторые контакты. Они и предложили ему набрать людей для пикета. Деньги были нужны, он согласился. С тех пор этим и занимается.

Схема работы несложная. Сначала Денис созванивается с префектурой округа (чаще всего Центрального), представляется журналистом и узнает, кем, где и когда будут проводиться митинги. Потом выходит на связь с организаторами мероприятия и предлагает свои услуги. Чаще всего Денис имеет дело с различными PR-агентствами. Список агентств, с которыми он сотрудничает, вызывает уважение. Некоторые — в первых строчках рейтингов: Фонд эффективной политики, например, или «Никколо М»… Иногда звонят представители партий, с которыми Денис когда-то имел дело. Уточнив, сколько человек надо нанять, он вывешивает объявления в своем общежитии — и начинается сбор «пехоты».

«Пехота» — это люди, которым платят деньги за то, чтобы они постояли с плакатами часок-другой на митинге или чаще всего — в пикете. Идеальное место для вербовки — студенческое общежитие. Его обитатели — большие любители халявной работы, чаще всего голодные и ничего не понимающие в политике.

На столе у Дениса — длинный список с указанием имен, телефонов и номеров комнат постоянных «сотрудников». Многие студенты приводят с собой друзей, а те — своих друзей и т.д. В общем, желающие есть всегда. Им все равно, кого поддерживать, лишь бы платили.

— С деньгами когда как, — говорит Денис. — Существует определенный тариф. Меньше чем за сто рублей в час никто не пойдет, больше 150 — себе в убыток. Если пикет санкционированный, то в среднем плачу по 130 рублей. Если не согласованный с властями и милицией, то плата удваивается, а то и утраивается. За риск. Например, недавний пикет против Грызлова для половины участников закончился в отделении милиции. Сама понимаешь, мероприятие было несанкционированное.

Иногда в таких случаях «вербовщику» заранее выдаются деньги для откупа от милиции. Обычно это две-три тысячи рублей.

С «пехотой» расплачиваются после мероприятия: «заинтересованные лица» встречаются на ближайшей от места проведения митинга станции метро — и «вербовщик» распределяет деньги. Чтобы в «пехоту» не внедрились посторонние, используется система флаеров. «Пехотинцам» выдаются билетики. Предъявил бумажку — получи заработанные 130—150 рублей. Но даже это не всегда помогает, поэтому самые продвинутые организаторы используют двойную систему флаеров. Нанятые участники получают билет одного образца, его в процессе «работы» нужно обменять на другой, по которому в итоге и можно получить деньги.

Заработок «вербовщика» напрямую зависит от численности набранной им «пехоты». Деньги за «массовку» он получает от организаторов митинга после того, как представители партии или фирмы удостоверятся в выполнении работы. Один «пехотинец» стоит от 50 рублей и выше. То, что остается после расчета с наемниками, по праву получает «вербовщик». Сумма набирается весьма, по студенческим меркам, приличная — не менее 2,5 тысячи рублей, бывает и больше. Случается, правда, что для расчета с «пехотой» вербовщику приходится вынимать деньги из собственного кармана.

…Тихий стук в дверь. Робко заглядывает девушка.

— Собрала? — спрашивает Денис.

— Да. Шестнадцать.

— Хорошо. — Денис доволен. — Сейчас подписи собираем: за одного кандидата в мэры и двух — в депутаты. За одну подпись плачу сборщику 10 рублей, а если все три в комплекте, то, соответственно, — 30.

Не успевает девушка закрыть за собой дверь, как звонит телефон.

— А, здравствуйте… Да… Угу… Завтра? Хорошо. Во сколько?.. В Газетном переулке? Да-да, знаю… До свидания.

Складывая мобильник, Денис поясняет: «Кандидат от партии СЛОН (Союз людей образования и науки. — М.Л.) хочет встретиться. Я его в интернете откопал, предложил свои услуги по сбору подписей и вообще…».

— А для тебя имеет значение, на кого ты работаешь?

Денис мнется:

— Ну в целом… Участвуя в пикете, ты ведь не обязан проявлять себя как горячий сторонник партии, ты — только «массовка», так? И, кроме того, большинство участников — студенты младших курсов, они же ничего не понимают в политике, им все равно, кто заказывает пикет или митинг. И в конце концов, сама посуди: если ты не соберешь, скажем, 50 человек, то их соберет кто-то другой.

Денис достает из ящика стола какую-то бумагу, протягивает мне. Жирным курсивом: «Категорически запрещается брать настоящий документ на пикетирование». И здесь, оказывается, есть свои инструкции и правила. Вот, например, список предметов, которые нельзя приносить участникам пикета. Во-первых, это оружие или то, что может быть расценено милицией как оружие. Далее — алкогольные напитки, наркотики и даже лекарства.

Инструкция рекомендует участникам митингов и пикетов, как себя вести «в конфликтных ситуациях». Под «конфликтными ситуациями» подразумеваются возможные столкновения с милицией. А посему следует:

«На вопросы сотрудников правоохранительных органов: «Кто организатор пикета?» отвечать: «Не знаю. Посмотрю. Он где-то здесь…».

Вопрос: Санкционирован ли пикет?

Ответ: Не знаю. Скорее всего, документы у организатора.

Вопрос: Кто организатор?

Ответ: Фамилию я не знаю. Видел его один раз издалека.

Вопрос: Откуда у вас транспаранты?

Ответ: Лежали на асфальте…»

Инструкция подробно описывает, как вести себя при задержании, что можно и что нельзя делать, кому звонить и т.п. В заключение приведена 51-я статья Конституции, согласно которой никто не обязан свидетельствовать против себя и своих близких.

В общем, все предусмотрено. Система работает, и весьма эффективно. Партии и политики покупают «массовку». Сколько человек вовлечено в эту систему? Трудно сказать. Известно, что стоят они недорого — 130 рублей в час за душу. Интересно, а сколько можно купить избирателей таким вот экономным способом?

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow