СюжетыОбщество

АГИТ-ПОП

Этот материал вышел в номере № 85 от 13 Ноября 2003 г.
Читать
На Западе политики беднее наших, а артисты богаче и принципиальнее Не везет нашей Родине со свободным волеизъявлением народа под названием «выборы». При советской власти была 99,9-процентная явка, но выбирать было не из кого. Сейчас...

На Западе политики беднее наших, а артисты богаче и принципиальнее

Н

е везет нашей Родине со свободным волеизъявлением народа под названием «выборы». При советской власти была 99,9-процентная явка, но выбирать было не из кого. Сейчас выставляется много альтернативных кандидатов, индивидуальных и партийных, и бьются они друг с другом, используя ресурсы и технологии, а выбирать по-прежнему особо не приходится. Потому что всем известно, что побеждает на выборах только сам по себе счастливый кандидат, а вовсе не избиратели, которые за него голосуют. И что выражаются его последующие депутатские успехи не в подвигах во имя электората, а в дензнаках и привилегиях. Поэтому говорим «выборы» — подразумеваем «бабки». Точка. И не стоит винить артистов в том, что они рассматривают апофеоз русской демократии с такой же бухгалтерской простотой.

Веселее всего, конечно, было в 1996-м, когда олигархов, пугая Зюгановым, развели на космические бюджеты — и ушлые ребята типа Сергея Лисовского и Стаса Намина зарядили по всей стране невиданных масштабов халтурный чес под девизом «Голосуй — или проиграешь». Многие артисты (слышал признания от них самих непосредственно) даже не знали, за кого агитируют. Но это не имело значения, поскольку «бабки» платили бешеные.

Две последние думские кампании мало чем различаются. Музыканты роятся вокруг двух центров притяжения. Именитые конформисты из тех, кому за 40 (Буйнов, Газманов, Кобзон, Розенбаум…), тусуются у корыта «партии власти» (в 1999-м— лужковское «Отечество» и «Единство»; в 2003-м — «Единая Россия» с сателлитами). Для них это не только одноразовые деньги, но и крыша, и трамплин в политику (что стареющим «звездам» с деловой хваткой как раз впору). Деятели культуры помоложе и помоднее — исполнители «русского рока» — участвуют в акциях праволиберальной СПС. В соответствии с позиционированием партии для целевой аудитории. Допускаю, что «Чайф» или «Сплин» могут что-нибудь отмочить типа «Даешь свободу!» или «Долой коммунистов!», но основополагающая мотивация, бесспорно, гонорар.

Часто спрашивают: а как с этим за границей? За границей все по-другому.

Начать с того, что политики и партии на Западе беднее и прозрачнее наших, а известные артисты, наоборот, богаче и принципиальнее. Поэтому там не звезды льнут к политикам во время выборов, а политики пытаются присоседиться к звездам. Когда в середине 90-х Тони Блэр вел свою предвыборную кампанию под лозунгом «Cool Britania», он все время терся вблизи исполнителей моднейшего в те годы стиля «брит-поп», в частности лидеров группы «Oasis» Лайама и Ноэля Галлахеров. При этом когда безбашенных братьев журналисты спрашивали: а что это вы с лидером лейбористов тусуетесь? — те отвечали в духе «не виноватые мы — он сам пришел». (В самом деле, явился человек за кулисы после концерта с комплиментами и поздравлениями… не выпроваживать же его пинками?..)

Могу сказать совершенно уверенно: если бы во время предвыборной кампании в какой-то западной стране выяснилось, что некий известный артист оказывает кому-то из кандидатов ПЛАТНЫЕ (или «бартерные») услуги, это означало бы не только серьезный и «долгоиграющий» удар по репутации артиста, но и конец (не де-юре, а де-факто) амбициям данного кандидата.

Если артисты участвуют в агитации и пропаганде, то делают это исключительно на бескорыстных основаниях и только в силу своих политических и/или дружеских симпатий к тому или иному политику. Скажем, Барбра Стрейзанд проводила благотворительные концерты по сбору средств в предвыборный фонд своего друга Билла Клинтона. (Представляете себе: Пугачева собирает деньги на кампанию Путина?.. Крутой, кстати, был бы PR-ход, но только кто поверит?) Аналогичным образом седые красномордые герои музыки кантри воспевали своего техасского земляка Дж. Буша. А бедного Эла Гора не поддержал вообще никто, и он продул выборы из-за своей жены Типпер, которая настроила против себя всех музыкантов, когда в бытность свою второй леди развела ханжескую кампанию по очистке рока и рэпа от ненормативной лексики.

Вообще же надо сказать, что заграничные артисты крайне редко выступают в преддверии выборов на стороне крупных партий, особенно консервативно-буржуазного толка, и близких к власти политиков. Они справедливо полагают, что это вредит их независимому, романтическому и вообще «антилоховскому» имиджу. Традиционная сфера симпатий модных политангажированных артистов — веселые партии левого толка: «зеленые», анархисты, антиглобалисты, даже профсоюзники и коммунисты. На выборах они почти никогда не побеждают (светлое исключение — Бразилия), зато ребята нескучные и, главное, за себя не стыдно…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow