СюжетыОбщество

ТА ТУ, ИЛИ КТО КОГО?

Этот материал вышел в номере № 38 от 29 Мая 2003 г.
Читать
Отечественные скандальные девочки пали жертвой политкорректности «Евровидение» — это не просто международный конкурс эстрадной песни. Это соревнование брендов. Главное достоинство любого бренда — узнаваемость. Достаточно один раз сделать...

Отечественные скандальные девочки пали жертвой политкорректности

«Е

вровидение» — это не просто международный конкурс эстрадной песни. Это соревнование брендов. Главное достоинство любого бренда — узнаваемость. Достаточно один раз сделать продукту качественный пиар — а потом всю жизнь получать с него дивиденды. Музыка — тот же продукт. Придумал красивую обертку и наполнитель, раскрутил, продал, получил деньги.

Механизм создания музыкального бренда прост: правильная подача, продуманный имидж, хороший исходный материал. И, конечно, злободневность. Например, Дана Интернэшнл — бренд, возникший на волне популярности проблем сексуальных меньшинств.

Практически все победители «Евровидения» — известные в своих странах бренды. Бренды соседних государств имеют тенденцию объединяться в корпорации. На «Евровидении» они помогают друг другу не деньгами, так баллами. Греция помогает Кипру, Украина — России, Латвия — Эстонии и дальше по списку. Вот и сейчас, когда Турция вступает в Евросоюз, почему бы не сделать ей подарок? Победитель «Евровидения-2003» турчанка Сертаб Эренер ничем не примечательна, кроме пухлого живота. Зато все признаки евроазиатского бренда в наличии — голый пупок, эротичная подтанцовка и ненавязчивая мелодия.

Бизнес измен не прощает. Вступаете в корпорации с заокеанскими отщепенцами — забудьте об успехе. Говорят, что в провале своего коллектива англичане винят Блэра и Ирак. А нам кого винить? Российский дуэт «Тату» только на третьем месте. Несмотря на помощь бывших стран социалистического лагеря.

До некоторых пор бренды российского производства были не избалованы мировой популярностью. Наши поющие земляки занимали на «Евровидении» свои «почетные» последние места и возвращались домой к благодарному покупателю. Могучий российский бренд «Алла Пугачева» в Европе оказался непонятым раритетом; его дочернее предприятие «Филипп Киркоров» потерпело на мировом рынке оглушительное фиаско в силу иного менталитета европейского потребителя женского пола. С фирменным товарным знаком Ильи Лагутенко — мурлыкающим вокалом и томным взглядом — «Евровидение» уже успело познакомиться до этого в лице латвийской группы «Брейнсторм». Бренд-клон Европе не понадобился. О замусоленности бренда бойз-бандов в лице группы «Премьер-министр» можно вообще не говорить.

Правда, три года назад свершилось: молодой российский бренд «Алсу» занял на «Евровидении» второе место. Но дело тут не в отдельно взятом продукте, а в целой отрасли. Давно ведь известно, что русская нефть — лучшая нефть в мире.

Второе место — это хорошо. Но первое — лучше. Тем более когда оно само идет в руки. Казалось, победа в «Евровидении-2003» новоиспеченному российскому бренду «Тату» обеспечена. Узнаваемость — всемирная, актуальность — налицо и на майках, новизна интригует: дикие подростки из дикой России. Плюс раскрутка — на самом высшем уровне: Филипп Киркоров в гримерке, космонавты с орбиты — на связи. Поначалу нетрадиционное лицо российского шоу-бизнеса европейским пуританам пришлось очень по вкусу — «Тату» регулярно занимали первые строчки европейских хит-парадов.

На «Евровидении» случилось непредвиденное. Самый раскрученный и продаваемый российский бренд «Тату» был прилюдно опущен. Нет, от нашей продукции не отказались. Нас просто поставили на место. Третье. А ведь казалось, что уже и экспорт налажен отлично, и от покупателей отбоя нет. И что же — Англия, в которой любовь к группе «Тату» приобрела угрожающие масштабы, не дала нашим девушкам ни одного балла. Может, решили поддержать отечественного производителя, представитель которого, к слову, не получил на «Евровидении» ничего? Может, надоели им русские псевдолесбиянки по этическим мотивам? Конечно, можно говорить о том, что, если бы оценки ставили сами зрители, наша группа была бы впереди планеты всей. Но, несмотря на декларируемый телемониторинг, на деле баллы участникам выставляет экспертное жюри. И сидят в нем совсем не далекие от музыки люди. Что им не понравилось в «Тату» — непонятно. Скорее всего, причина проста и банальна: номер на конкурсе «Евровидения» стал одним из самых провальных выступлений за всю историю «Тату».

Такое впечатление, что наши малолетние любительницы эпатажа просто испугались. Руководство конкурса строго предупредило: начнете целоваться — дисквалифицируем. Но ведь на то они и «Тату», чтобы протестовать. Да и публика во всем мире ждала от них именно этого. А девчонки с легкой руки оказавшегося недальновидным продюсера Шаповалова решили шокировать публику отсутствием шока. Миловаться на сцене не стали, костюмы заключенных, в которых зажигали на репетиции, не надели. Спокойные и правильные девочки в джинсах и маечках без матерных слоганов. И кому это, помилуйте, интересно? И где же, скажите, узнаваемый бренд? Взяли марку — держите ее до конца. Неужели сложно было поцеловаться? По крайней мере, было бы на что свалить провал: мол, наказали за неповиновение.

Теперь Юле и Лене целовать и хватать друг друга за мягкие места поздно. Мировая общественность уже сделала свой вывод: «Тату» не бренд, а дешевая подделка.

В качестве извинения за свою скучную традиционность «татушки» подготовили зрителям небольшой сюрприз: вместе с Леной Катиной и Юлей Волковой на сцену вышла новая участница коллектива — Катя Нечаева, бывшая бэк-вокалистка «Тату». Разнообразие — оно, конечно, хорошо. Но главное — не увлекаться, а то неровен час и до групповухи дело дойдет. Благо в формат бренда сие веселье вполне укладывается.

Единственным протестом группы «Тату» на «Евровидении-2003» стала песня «Не верь, не бойся». Протестовать — так по-крупному, решил Шаповалов и выставил на суд эстрадного «конкурса для домохозяек» агрессивную, жесткую песню, построенную на единственной ноте и надрывном женском крике. Да к тому же и слов европейская публика разобрать не смогла — российский участник «Евровидения-2003» впервые спел песню на родном языке. До этого «татушки» рассказывали о радостях однополой любви на понятном и близком всем английском наречии.

Протест не прошел. Высшую оценку в 12 баллов наш дуэт получил от Латвии, Эстонии, Словении, Украины и Хорватии. Видимо, только представители этих соседних с Россией стран поняли, о чем кричали со сцены девушки. Остальные решили подстраховаться: а вдруг речь шла о мальчиках? Нет бренда — нет доверия.

Да и кричали «татушки», честно говоря, так себе. То ли с аппаратурой не справились, то ли с нервами. Еще во время репетиции группа «Тату» была освистана публикой — не самый лучший стимул для хорошего выступления. Поэтому чувствовали себя наши девчушки явно не в своей тарелке и не знали, куда девать обычно занятые подругой руки.

Результат — почетное для многих и позорное для «Тату» третье место. Теперь, видимо, придется исключать из репертуара группы песню «Нас не догонят». Перегнали наших малолетних борцов за права меньшинств красивые и вполне традиционные голопузые турецкие барышни.

Желающим создать новый бренд стоит обратить внимание на то, что неизвестный за пределами нашей страны товарный знак «Алсу» обогнал в конкурсной гонке скандальную марку «Тату». Налицо мировая музыкальная действительность — деньги решают все. На закуску мораль: одним эпатажем сыт не будешь.

Обидно, что вряд ли в течение года, оставшегося до «Евровидения-2004», российский музыкальный шоу-бизнес произведет что-то, способное догнать «татушек» по уровню мировой популярности. А значит, в ближайшее время Россия вряд ли получит европейскую музыкальную золотую медаль. Жаль. Ведь счастье было так возможно. И так возможно. И вот так…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow