СюжетыОбщество

НАВСТРЕЧУ ДЕНОМИНАЦИИ

Этот материал вышел в номере № 24 от 07 Апреля 2003 г.
Читать
Наша жизнь — уже не копейка, но еще не 10 000 рублей одной купюрой В самое ближайшее время Россия может потерять еще один символ своей государственности. По мнению специалистов, нынешние темпы инфляции обязательно приведут к очередной...

Наша жизнь — уже не копейка, но еще не 10 000 рублей одной купюрой

В

самое ближайшее время Россия может потерять еще один символ своей государственности. По мнению специалистов, нынешние темпы инфляции обязательно приведут к очередной смерти российской копейки. Уже сегодня эта монета, как и ее «старшая сестра» — пятикопеечная, превратилась в совершенно бесполезный алюминиевый лом, выпуск которого тем не менее довольно обременителен для государственного бюджета. Спасти мелочь может только очередная деноминация, и только на короткое время...

В

прошлый раз она ушла от нас незаметно, уступив место в кошельке невесомым рублям. Копейка даже в годы благополучного застоя имела очень ограниченное применение. Вспомните, что можно было приобрести за эту медную монетку, кроме стакана газировки, коробка спичек или, умножив ее вдвое, права поговорить по телефону-автомату? Зато в год деноминации ее встречали, как давно забытого, но любимого родственника.

Сегодня российская копейка снова при смерти. Ее покупательная способность стремится к нулю, а торговые точки отказываются считать деньгами алюминиевые монетки с изображением Георгия Победоносца.

Впрочем, она была обречена с самого начала своей «второй жизни». По мнению экономистов, само возрождение копейки в 1997 году можно считать сугубо пропагандистским шагом. Даже в относительно благополучные преддефолтные времена копейка не работала: прошедшая деноминация не учитывала реальное падение курса рубля, которое превышало на тот момент тысячу крат. При этом рост инфляции после проведения денежной реформы оказался значительно выше запланированного.

Гораздо правильнее было бы менять рубли в соотношении 1: 10 000. Правда, тогдашняя минимальная зарплата составила бы всего восемь рублей. Зато доллар стоил бы, как в застойные времена, 60 копеек.

В качестве реального платежного средства новая копейка просуществовала недолго. Правда, уже сегодня можно видеть первые признаки грядущей деноминации. К примеру, объявленный выпуск пятитысячной и планы производства десятитысячной банкноты заставляют вспомнить события десятилетней давности, когда нарастание нулей на российских купюрах буквально вымело металлическую мелочь из наших карманов.

И, судя по всему, оптимизм премьера Касьянова, по меньшей мере, неоправдан. Заложенные в бюджете 12 процентов инфляции обещают превратиться к концу года в пятнадцать, а неминуемое послевоенное падение мировых цен на нефть сделает невозможным искусственное поддержание курса рубля на его нынешнем уровне. А упавший рубль окончательно «похоронит» копейку, выведя из оборота металлическую мелочь.

К тому же нынешний выпуск копейки для российского бюджета — настоящая обуза, продиктованная разве что соображениями государственного престижа. Понятно, что ее номинальная стоимость с трудом покрывает разве что цену недорогого алюминия. А к нему еще нужно приплюсовать затраты на изготовление, транспортировку и хранение массивных мешков с металлическими деньгами. Да еще немало уходит на охрану этой поистине бесценной валюты.

Поэтому очередная «смерть» копейки вряд ли превратится в трагедию всероссийского масштаба. С облегчением вздохнет не только загруженный лишней работой Гознак: меньше станут очереди у касс, а наши кошельки утратят свой избыточный вес.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow