СюжетыОбщество

КТО ДАСТ СВЕТ АБХАЗИИ?

Этот материал вышел в номере № 18 от 13 Марта 2003 г.
Читать
После встречи Шеварднадзе и Путина, состоявшейся 6—7 марта в Сочи, можно определенно сказать: Грузия и Россия относительно мирно пережили Панкисский кризис и пришли к планомерному обсуждению грузино-абхазского конфликта. Понятно, что без...

П

осле встречи Шеварднадзе и Путина, состоявшейся 6—7 марта в Сочи, можно определенно сказать: Грузия и Россия относительно мирно пережили Панкисский кризис и пришли к планомерному обсуждению грузино-абхазского конфликта. Понятно, что без четкой позиции России в этом вопросе Грузия не решит проблему возвращения беженцев и статуса Абхазии. По результатам беспрецедентно долгого общения двух президентов тет-а-тет Путин, кажется, проявил долгожданную «политическую волю».

Посол Грузии в России Зураб Абашидзе несколько раз процитировал российского президента в том плане, что «Россия кровно заинтересована в территориальной целостности Грузии и сделает все для ее восстановления».

Путин заявил: Шеварднадзе начал действовать. Уже 10 марта в своем традиционном выступлении на национальном радио он заявил, что Грузия «готова изменить Конституцию, рассмотреть проект федеративных отношений и наделить Абхазию очень высоким статусом и особыми правами». И статус, и права проработаны в «документе Дитриха Бодена», спецпредставителя генсека ООН. Россия как член «группы друзей» была ознакомлена с этим документов 19 февраля в Женеве. (Остальные «друзья», активно пытающиеся урегулировать грузино-абхазский конфликт, — это Америка, Франция, Германия и Великобритания).

По словам посла Зураба Абашидзе, на встрече двух президентов были обозначены три составляющих «мирового плана»: политическое урегулирование, экономическая стабилизация Абхазии и возвращение беженцев. Западные страны готовы выделить немалые средства для экономического восстановления региона (в частности, для ремонта ИнгуриГЭС и продолжения строительства ХудониГЭС), а Грузия вызвалась финансировать восстановление в полном объеме железнодорожного сообщения через территорию Абхазии. Но с непременным условием: все эти действия будут синхронизированы с возвращением беженцев в свои дома. Для этого, по мнению грузинских властей, необходимо создать трехстороннюю — грузино-российско-абхазскую — администрацию, расширить зону действия миротворцев и наделить их полицейскими функциями по охране общественного порядка. То есть, по сути, сделать Россию «гарантом безопасности» всего плана по урегулированию конфликта.

Именно с подачи российской стороны в Сочи неожиданно приехал представитель Абхазии и был ознакомлен с планом двух президентов. Недолго думая, он высказал недовольство результатами российско-грузинской встречи и отверг предложения Шеварднадзе и Запада о политическом и, что интересно, экономическом (то есть о зарплатах, пенсиях, электричестве и проч.) урегулировании конфликта.

Н

а состоявшейся в среду пресс-конференции премьер-министр Абхазии Геннадий Гагулия заявил, что Европейский банк реконструкции и развития готов выделить 38 миллионов долларов на восстановление Ингурской ГЭС.

Судьба Ингурской ГЭС небезынтересна и для РАО «ЕЭС России».

В то же время ни о каких политических соглашениях речи не идет: так, комментируя инициативу Тбилиси о возможности восстановления сообщения на территории Абхазии за счет грузинской стороны, премьер заявил, что средства на ремонт и содержание железной дороги могут быть приняты только на условиях абхазской стороны.

Илья ВАСЮНИН

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow