СюжетыОбщество

ЖЕЛЕЗНЫЙ ФЕНИКС

Этот материал вышел в номере № 18 от 13 Марта 2003 г.
Читать
Возрожден аппарат контроля над обществом? Борис Ельцин разделил и ослабил силовые ведомства — Минобороны, КГБ и МВД — основную опору советской тоталитарной диктатуры. КГБ СССР разделили на целых пять спецслужб, а централизованную структуру...

Возрожден аппарат контроля над обществом?

Б

орис Ельцин разделил и ослабил силовые ведомства — Минобороны, КГБ и МВД — основную опору советской тоталитарной диктатуры. КГБ СССР разделили на целых пять спецслужб, а централизованную структуру МВД СССР разделили, фактически переподчинив региональные главные управления МВД местным властям.

Владимир Путин многое последовательно восстановил в прежнем виде. Сначала губернаторов лишили права фактически утверждать местных милицейских начальников под видом согласования. А во вторник в подчинение Лубянки вернули Погранвойска и ФАПСИ (Федеральное агентство правительственной связи и информации). К МВД отошли функции упраздненной налоговой полиции. Под крышей Минобороны теперь создается Госкомитет по гособоронзаказу, на который, по словам Путина, будут «возложены функции единого заказчика по обычным вооружениям», внешне напоминающий старый советский ВПК (военно-промышленный комитет).

Вне структуры воссоздаваемого КГБ остались: Служба внешней разведки (бывшее Первое главное управление) и Федеральная служба охраны (бывшее Девятое главное управление). Но в старом КГБ и «девятка», и ПГУ и так были в стороне от общего направления подавления личности и политического сыска в силу сугубой специфичности выполняемых задач.

Теперь у ФСБ, как прежде у КГБ СССР, есть свои войска, своя боевая авиация и флот. Для чего все это демократической контрразведывательной спецслужбе?

Кремль объясняет объявленную реформу необходимостью устранить «дублирование», укрупнить структуры, повысить управляемость и т.д. Но чем Погранвойска «дублировали» ФСБ? Там, где погранцы в последние годы реально воевали — в Таджикистане и на Кавказе, — они подменяли, не всегда удачно и с немалыми потерями, армию, а не ФСБ.

Несколько месяцев назад при проникновении отрядов боевиков из Грузии вновь гибли без смысла и толка солдаты и офицеры из-за плохой координации действий межведомственных сил на поле боя, из-за того, что во время боев вблизи Итум-Кале запаздывала армейская огневая поддержка, а во время боев в Верхней Ингушетии уже погранцы проспали проникновение крупного отряда, и вблизи Галашек части 58-й армии попали в засаду. Причем в том и в другом случае, несмотря на все заявления, что боевики «блокированы, окружены и будут уничтожены», противник сумел достаточно организованно выйти из боя. Путин потом за то ругал своих военачальников.

Для пользы дела имело бы прямой смысл передать воюющие Погранвойска по принадлежности в Вооруженные силы, а для пограничного паспортного контроля создать небольшую по численности и гражданскую по сути пограничную стражу (подобная реформа всерьез рассматривалась в середине девяностых).

Вместо того создается совершенно недопустимый в демократическом государстве гибрид спецслужбы и войсковой организации. Кроме того, всех (и граждан, и начальников) можно будет без помех прослушивать, не выходя за пределы ведомства, используя возможности упраздненного ФАПСИ.

Бывшего пограничного начальника Константина Тоцкого и главного налогового полицейского Михаила Фрадкова тем временем направили в Брюссель исполнять во многом церемониальные функции представителей России при НАТО и Евросоюзе. Бывшего директора ФАПСИ Владимира Матюхина назначили создавать Госкомитет по гособоронзаказу в ранге первого заместителя министра обороны России. Что он там закажет в новой для себя области, какие истребители, вертолеты, танки и пулеметы — неведомо. Скорее всего, образуется еще одна пустопорожняя контора.

С обновлением вооружений в войсках — катастрофа. На важнейшее направление, от которого во многом зависит выживание страны, ее солдат и офицеров в бесконечных локальных «антитеррористических операциях», надо ставить человека, уже имеющего некоторые собственные представления и концепции о том, как срочно выправлять ситуацию, а не функционера из конторы по прослушиванию и кодированию.

Функции налоговой полиции отошли к МВД, зато ее немалый личный состав и все имущество достались Виктору Черкесову, который должен на этой основе создать Госкомитет по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ. Подобная силовая структура, возможно, вправду нужна, но сам Черкесов в 5-м Главном управлении КГБ СССР занимался политическим сыском и преследованием инакомыслящих.

В приличных странах, в том числе бывших социалистических, сотрудников тоталитарных репрессивных спецслужб не допускают к занятию ответственных госдолжностей. Но у нас президент из КГБ, и аппарат управления страной все более явно кроит под свой вкус и понятия.

Правда, у Путина часто замах большой, а результат — почти нулевой, как, например, с разделом страны на федеральные округа. Может, и КГБ теперь воссоздадут не до конца, и будет эта новая Контора Глубокого Бурения добрее и нежнее прежней. Но беда в том, что не нам-то решать. Аппарат контроля над личностью, прессой, обществом создан. Как им воспользуется Путин или его наследник — их воля, не наша.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow