СюжетыОбщество

С ПРОБКОЙ ПО ЖИЗНИ

Этот материал вышел в номере № 16 от 03 Марта 2003 г.
Читать
Европейцев ждут в России вполне социалистические дороги Не так давно нас порадовал министр иностранных дел Игорь Иванов. Он сообщил, что в Евросоюзе началась работа над подготовкой к введению безвизового режима для граждан России. Что ж,...

Европейцев ждут в России вполне социалистические дороги

Н

е так давно нас порадовал министр иностранных дел Игорь Иванов. Он сообщил, что в Евросоюзе началась работа над подготовкой к введению безвизового режима для граждан России. Что ж, морально мы давно готовы к тому, чтобы «просто так», без лишних формальностей ездить в Европу. Многие готовы и материально — те, у кого есть деньги на авиабилеты и собственные автомобили, чтобы на них, как во всей Европе принято, двинуться по континенту. Но, кроме материальной готовности граждан, есть еще и материальная готовность инфраструктуры нашей страны — попросту говоря, российской транспортной системы.

Безвизовым будет и въезд для европейцев. А они очень любят кататься по разным странам на собственных машинах. И что их ждет в России?

Отечественная улично-дорожная сеть остается такой же, какой она была в 1991 году. При социализме проезд легковых автомобилей по советским дорогам рассматривался как некоторая «второсортная» категория: эпизодический трафик, порождаемый поездками населения в воскресные и праздничные дни. Городские улицы проектировались в расчете 60 легковых автомобилей на 1000 городских жителей (для сравнения: в Москве сейчас приходится 300 машин на 1000 горожан). К началу 1991 года совокупность дорог имела конфигурацию по типу звезды, то есть в строгом смысле ее даже нельзя было назвать сетью. Такая конфигурация была закономерной для социально-политических установок того времени: главное — не связанность территории, а связанность стратегических объектов с центром.

Первым же результатом экономических свобод стал немедленный ускоренный рост автомобилизации населения. Улично-дорожные сети крупнейших городов и федеральные трассы на подходах к городам тут же столкнулись с истинно социалистическим дефицитом пропускной способности. Можно говорить о том, что два названных фактора (либерализация торговли и ускоренное развитие автомобилизации) привели в 90-е годы прошлого века к «проеданию» резервов пропускной способности улично-дорожной сети.

В это время начались разговоры об ускорении темпов строительства и реконструкции дорог и мостов. Но ни одна из ветвей власти, ни одно ведомство (а за стратегию транспортного развития отвечает Министерство транспорта) не задались вопросом, каковы должны быть принципиальные изменения не в планах строительства, не в инвестиционной практике, а в тех общественных отношениях, которые складываются меж государством и «людьми в автомобиле».

Экономическую основу таких отношений, такого общественного договора формирует система финансирования дорог и дорожного развития. После всей чехарды, после введения и отмены налога на пользователей автодорогами, после создания и ликвидации Федерального дорожного фонда победила «социалистическая идея»: улично-дорожная сеть якобы должна развиваться за счет общих (обезличенных) доходов бюджета. Ни правительство, ни законодатели, ни политические партии даже не пытались вести диалог с автомобилизированной частью общества по поводу ее прав, ответственности, финансовых обязательств.

В результате всего этого в социально-экономических отношениях, связанных с использованием автомобилей и улично-дорожной сети, образовался полный хаос: никаких гражданских институтов, никакого «общественного договора» как внутри автомобилизированного сообщества, так и между этим сообществом и властью по поводу правил поведения, прав, ответственности, финансовых обязательств.

Этот организационный хаос порождает все больший хаос в дорожном движении. Дефицит пропускной способности наряду с отсутствием упомянутого «общественного договора» приводит граждан к убеждению: дороги и улицы — ничьи, я за них не плачу, и моего мнения никто не спрашивает. Отсюда все более дикое транспортное поведение участников дорожного движения. Самые наглядные его результаты: многочасовые системные заторы и неуклонный рост количества ДТП (за год на дорогах и улицах гибнет людей больше, чем во всех локальных конфликтах).

Характерные черты этого нового транспортного поведения: езда по встречной полосе, по обочинам и тротуарам, проезды перекрестков по принципу «кто наглее», лихие развороты через «двойную сплошную», парковка чуть ли не посреди проезжей части и так далее и тому подобное. А «напрямки», через весь этот средневековый базар, едет экипаж вельможи с факелом впереди (если не с факелом, то с федеральным номером и мигалкой). Ну а вельможа, имеющий два факела и охрану, может и вовсе перекрыть движение во всей округе.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow