СюжетыОбщество

ГРИБНИЦА БАНКОВСКОЙ РЕФОРМЫ РЕФОРМЫ

Этот материал вышел в номере № 14 от 24 Февраля 2003 г.
Читать
«Банки плодятся как грибы», — заметил недавно глава кабинета министров Михаил Касьянов и предложил «уменьшить количество никому не нужных мелких кредитных организаций». Лечить российскую банковскую систему предполагается радикальными...

«Б

анки плодятся как грибы», — заметил недавно глава кабинета министров Михаил Касьянов и предложил «уменьшить количество никому не нужных мелких кредитных организаций». Лечить российскую банковскую систему предполагается радикальными методами...

С

пецифика российской банковской системы состоит в том, что капитал большинства ее участников невелик и распределен крайне неравномерно. Основной капитал в этой сфере сосредоточен в руках нескольких крупных банков, представляющих 90% рынка. Оставшиеся 10% — это примерно тысяча небольших банков из 1300 существующих ныне кредитных организаций. Большей части из них необходимо объединить и укрупнить капитал. Только таким образом «карманные» банки могут доказать право на существование.

Реформа банковской системы – один из главных факторов оздоровления экономики и интеграции в сферу международного бизнеса. Пока мы говорим с иностранными финансовыми институтами на разных языках, вступление России в ВТО невозможно. Время, когда можно было обходиться полумерами, прошло. Это хорошо понимают в российском правительстве. В прошлом году была обнародована стратегия развития банковской сферы.

В ближайшее время должен быть принят необходимый минимум законов по страхованию вкладов, прояснению структуры собственности банков, объективной оценке их капитала, переходу на международные стандарты отчетности, преобразованию надзора и страхования вкладов населения.

Пережить девятый вал банковского законотворчества удастся далеко не всем. Уверенностью в своем будущем могут похвалиться разве что крупнейшие российские банки. А их не больше двух десятков. Все остальные банки, скорее всего, окажутся не у дел, и вероятность их банкротства достаточно высока.

К примеру, по мнению специалистов, новое банковское законодательство в первую очередь приведет к массовой гибели или продаже так называемых «карманных» банков, принадлежащих компаниям-гигантам. Оставшиеся в «равноудалении» олигархи уже сегодня внимательно приглядываются к западным и ведущим российским банкам. Либерализация валютного законодательства неизбежно приведет к тому, что «прокачивать» деньги между структурами холдингов будет выгоднее через стабильные банки, а необходимость в маленьких и неэффективных учреждениях отпадет сама собой.

Главная болезнь «ручных банков» состоит в том, что они недостаточно мобильны и слишком зависимы от владельцев. Взять хотя бы Московский банк реконструкции и развития, который, используя мощные ресурсы АФК «Система», формально вошел в число крупнейших, сохранив все особенности «карманного». К 2005 году МБРР планирует войти в число крупнейших финансово-кредитных организаций России и декларирует выход на международный рынок. Как заявляет председатель правления банка Александр Арутюнов, МБРР ведет переговоры об увеличении капитала с несколькими отечественными компаниями и банками.

Однако все эти, увы, прожекты никак не вяжутся с реальностью. А факты таковы, что об успехах МБРР сегодня даже на российском финансовом рынке говорить не приходится. Газеты много писали о его печальном опыте сотрудничества с АЛРОСА, когда пакет акций банка, принадлежащий алмазному гиганту, в результате последней эмиссии акций из блокирующего стал миноритарным, — яркое тому подтверждение. Вероятно, и рассчитывать на благосклонность иностранного капитала в таких условиях сложно. А это прямой путь к кризису, который в новых условиях пережить будет очень непросто.

Проблема стимулирования потока инвестиций в банковский бизнес решается, впрочем, достаточно просто: нужно сделать этот бизнес рентабельным. За банками должен стоять четкий финансовый инструментарий. Таким образом стимулируется увеличение капитализации банков, за которое так ратуют эксперты.

Как считает заместитель председателя Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Владимир Тарачев, вопрос об укрупнении российских кредитных учреждений давно назрел: каждый уважающий себя банк или обладает капитализацией в 5 миллионов евро, или вплотную подошел к этому порогу.

Многие мелкие банки не смогут удержаться на плаву по целому ряду причин. Во-первых, рано или поздно будет принят закон о страховании депозитов, и все банки будут обязаны подтвердить лицензию на право работы с физическими лицами, что вряд ли удастся «малышам». Во-вторых, с 2004 года российские банки в обязательном порядке переходят на международные стандарты финансовой отчетности, а это тоже не каждому по плечу.

Сколько банков останется в России к концу года? Сейчас на такой вопрос найти вразумительный ответ вряд ли возможно. Впрочем, более важно то, чтобы эти реформы оказались по-настоящему действенными. Начинающееся интенсивное «прореживание» отечественной банковской системы набирает обороты. Хочется верить, что выстоявшие в этом водовороте перемен банки станут более похожи на западные финансовые институты.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow