Политические элиты стоят перед выбором: «невыгодная» демократия или «капиталистический» застой
С
удя по всему, на властном Олимпе в нынешнем году заканчивается трехлетнее перемирие. Ельцин отнюдь не просто взял да и ушел на покой. Прекрасно понимая, что сам может оказаться в числе первых жертв схватки наследников за власть, он, как король Лир, разделил свое царство между основными претендентами. Расчет «отца русской демократии» строился на излюбленном им принципе равновесия: если все властные группировки будут близки по силе и одинаково опасны друг для друга, им поневоле придется достаточно долго соблюдать перемирие.
Каждая из имевшихся на капитанском мостике страны бригад получила то, что хотела. Новопитерским преемникам отошли Кремль и «Газпром». Старопитерским достались Белый дом и РАО «ЕЭС России». Олигархам было оставлено то, что они имели. Себе в качестве свиты Ельцин оставил аналог лировского эскорта из «ста рыцарей» – «трех богатырей» второго урожая олигархического парника в лице Дерипаски, Абрамовича и Мамута.
Оставшееся неподеленным, а именно телеканалы, наследники, пусть и со скандалами, кое-как переделили. Правда, олигархи в результате недосчитались двух «штыков» — Гусинского и Березовского, но последние были в бригаде, можно сказать, чужаками – гуляли сами по себе. Поэтому «отряд не заметил потери бойца» без особого сожаления. Так что, несмотря на поднятые шум и пыль, перемирие удалось сохранить.
Как всякое искусственное состояние, перемирие не может продолжаться вечно. А потому используется противниками для укрепления собственных позиций и подготовки к новым схваткам за власть. И первые «приграничные бои» уже начались. Колесников поехал в Магадан расследовать убийство губернатора Цветкова, а возбудил больше сотни дел против местных предпринимателей. Что можно квалифицировать в качестве прокурорской зачистки предвыборного поля.
П
роблема нашей власти состоит в ее искусственной природе. Ельцин разделил власть не как положено в нормальном обществе, между элитами, а между командами кондотьеров. Естественные участники борьбы за власть в обществе – элиты. Политическая, экономическая, интеллектуальная, бюрократическая и военная элиты отвечают за конкретные сферы общества. И в зависимости от своего положения в иерархии власти добиваются выделения общественных ресурсов на нужды своих сфер. А также выгодной их сферам ориентации развития общества.
Именно поэтому главенство военной элиты ведет к милитаризации общества, а верховенство бюрократии – к его бюрократизации. В свою очередь, экономическое, политическое и интеллектуальное развитие общества возможно только в случае главенства в нем соответствующих элит – экономической, политической и интеллектуальной. Поэтому нормальная политическая борьба идет между элитами. Тогда как драки между командами или кланами представляют собой вульгарные разборки.
Трехлетним перемирием пока что с толком воспользовались лишь военная и бюрократическая элиты – смогли консолидироваться и объединиться во властный союз. И сейчас эта «новая Антанта» успешно продвигает своих ставленников в состав политической элиты. В результате настоящая политическая элита неуклонно теряет влияние на законодательную власть. Одновременно бюрократической элите удается сохранять позиции своих представителей, «номенклатурных предпринимателей», в составе экономической элиты. Что, естественно, ослабляет последнюю.
Тогда как процесс консолидации экономической, политической и интеллектуальных элит еще даже не начинался. Что, впрочем, вполне естественно. Бюрократы и военные консолидируются «по приказу», тогда как бизнесменам, политикам и интеллектуалам для этого необходимы идеи. Для них это естественный и единственно доступный путь консолидации. И так как никаких, способных объединить эти элиты идей до сих пор не появилось, не начался и процесс их объединения.
Однако единство в «новой Антанте» тоже пока далеко от идеального. Та же военная элита состоит из клана спецслужб и армейского клана, которые объединились исключительно из тактических соображений. Оба клана охотятся за национальным достоянием, доставшимся в результате приватизации олигархам. Так как это единственный источник ресурсов, необходимый военным для «возрождения» страны в качестве хотя бы чисто военной сверхдержавы.
Точно так же бюрократия состоит из двух имеющих разные менталитеты кланов – западного, состоящего из молодых бюрократов «а-ля Чубайс», и восточного, сохранившего все черты созданной Сталиным и испорченной Брежневым советской бюрократии. Противоречия между бюрократическими кланами носят достаточно принципиальный характер: «западники» считают, что возглавлять «новую Антанту» должна бюрократическая элита. То есть Чубайс. Тогда как «восточники» согласны с верховенством в союзе военных. То есть их устраивает Путин.
С
уть начинающейся новой полномасштабной войны на Олимпе, как представляется, состоит в следующем. Очередная развилка на пути движения страны в «светлое капиталистическое будущее» ожидает нас на выборах 2007—2008 годов. Потому что капитализм бывает с разным «лицом» – западным, восточным и ближневосточным. Находящемуся сегодня у власти военно-бюрократическому союзу мил именно ближневосточный облик капитализма. Потому что в этой модели власть как раз и находится в руках военных и бюрократов. В отличие от восточной модели, в которой власть контролируется экономической и бюрократической элитами. И совсем не подходит нынешнему властному союзу западная модель демократии, в которой бюрократам и военным к власти вообще нет доступа – она принадлежит экономической, политической и интеллектуальной элитам.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Бюрократию полностью устраивает и нынешняя модель капитализма – она предоставляет всем бюрократам неограниченные возможности для прокорма. Тогда как военная элита оказывается в положении журавля в гостях у лисы – ей перепадают только крохи. Так что комфортным в условиях российского капитализма способом существования, а именно мздоимством, военным сверхдержаву не восстановить. Она же не генеральская дача. Поэтому власть, которая не имеет тотального контроля над ресурсной базой общества, военных не интересует. Потому что представляет собой бутафорию.
Это значит, что для военных в начинающейся новой войне за власть основной целью является экономическая элита. Точнее, контролируемый ею экономический потенциал общества, которому военные предполагают найти лучшее, с их точки зрения, применение. Естественно, что военных интересует только основной капитал страны – контролируемый олигархическим сообществом. И который военным благодаря его концентрации в ограниченном числе структур по силам поставить под свой контроль. При этом основную массу бюрократии вполне устраивает раздел экономического пирога общества, при котором ей для прокорма останется средний и малый бизнес. Тем более что именно с него она по большей части и кормится.
В
ыборы 2003—2004 годов не будут решающими. Потому что сегодня между противниками существует примерное равенство сил. Соответственно, вряд ли кому-то в предстоящей схватке удастся добиться окончательной победы. Так что эти бои будут иметь тактическое значение: каждая из сторон будет ставить своей целью усиление собственных позиций и ослабление противника. С тем чтобы к решающей схватке в 2007—2008 годах добиться кардинального перевеса сил.
Д
ля «новой Антанты» главной целью начального периода войны является контроль над Думой. Соответственно, для нее роль генерального сражения на этом этапе будут играть думские выборы. Контроль над законодательной властью позволит нынешнему властному союзу устанавливать правила политической борьбы, максимально выгодные союзникам. Что серьезно усилит их позиции в решающей схватке за власть, которая в 2007—2008 годах будет проходить еще на выборном поле. Кремль уже поставил под жесткий контроль верхнюю палату. Но чтобы полностью взять под свой контроль законодательную власть, требуется такой же контроль над нижней палатой.
Аналогично и весь идущий ныне на всех парах процесс реформирования государственных институтов преследует единственную цель – обеспечение победы нынешнего властного союза военных и бюрократов в решающей схватке за власть с демократически ориентированными элитами. Поэтому та же административная реформа реальной целью имеет установление жесткого контроля над административной властью на местах. Что должно обеспечить преимущество кандидатам власти при «подсчете голосов».
Судебная реформа, поставив под бюрократический контроль судопроизводство, должна обеспечить возможность борьбы с олигархами на судебном поле. Как можно предположить, на выборах 2007—2008 годов будет повторен сценарий выборной кампании 1999—2000 годов – «маленькая победоносная война», в которой роль чеченских сепаратистов будет уготована крупному бизнесу, который «ограбил страну», «прихватизировал ее богатства», «вывозит за границу необходимые для развития страны ресурсы» и т.п.
Дележ телеканалов мог проходить и без разборок с самими олигархами. Но в том-то и дело, что уголовные дела Гусинского и Березовского представляют собой прокурорско-судейские учения, которые требуются для отработки технологии и освоения приемов будущих разбирательств с фигурами крупного бизнеса. Как и в делах Глушкова и Титова отрабатываются тактика и методы разбирательства с фигурами ближайшего окружения олигархов.
В этой войне естественным партнером военно-бюрократическому союзу станут не только их собственные оплоты, аппарат, армия и «органы», но и весь коммунистический электорат. Поэтому ликвидация всех фигур крупного бизнеса, а за ним демократии и рыночной экономики пройдет без особых проблем.
После того как экономическая элита будет обезглавлена, оставшийся в стране средний и мелкий бизнес будет окончательно закабален – переведен на стойловое содержание. Чтобы из него больше никогда не вырос крупный – для бюрократов и военных реальный вследствие своей весовой категории противник. Соответственно, будет ликвидирована и ресурсная база для появления в будущем сильных политической и интеллектуальной элит, которые тоже являются естественными противниками бюрократов и военных.
В свою очередь, откровенная имитация экономических реформ имеет вполне рациональный смысл. Потому что для авторитарного общества свободная экономика не требуется. Соответственно, нет смысла и ее организовывать – только создавать благоприятные условия для усиления экономической элиты. Этим и объясняется тот невероятный факт, что экономические реформы у нас разрабатываются и проводятся под руководством юриста, ни дня не работавшего в реальной экономике. Но дело в том, что юристы являются лучшими имитаторами любого дела – умеют изображать полное понимание предмета, профессионально аккуратны в словах и очень осторожны в делах. Поэтому всегда наносят минимальный ущерб предмету имитации.
О
писанный сценарий начинающейся войны наиболее вероятен именно потому, что он описывает естественную политическую борьбу за власть между элитами, имеющими разные цели для страны и обладающими разным менталитетом. Чем политическая борьба и отличается от характерных для ельцинской эпохи кондотьерских разборок. В стране полным ходом идет процесс формирования новых элит — экономической, политической, интеллектуальной и перегруппировки старых – военной и бюрократической. И, как всегда было в истории, борьба за власть всегда велась между элитами – это их поле войны.
Увы, но даже поверхностный анализ показывает, что перспективы демократии и рыночной экономики в России выглядят далеко не блестяще. Соответственно, аналогично печально выглядят и перспективы новых элит. Это значит, что в ближайшие пять лет военно-бюрократический союз сможет без особых проблем вести процесс внедрения естественной для него формы управления обществом – автаркии египетского образца.
Так что если разброд в рядах демократически ориентированных элит не завершится, в 2008 году страна получит полноценного «туркменбаши» и на полтора-два десятка лет превратится в евразийское ханство. А так как для современного этапа развития человечества «восточная деспотия» по всем меркам архаична, процесс деградации общества продолжится и завершится естественным распадом страны. Потому что ничего, кроме очередного «застоя», бюрократы и военные организовать не способны.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68