СюжетыОбщество

СЕТОВАНИЯ О СЕТО

Этот материал вышел в номере № 85 от 18 Ноября 2002 г.
Читать
На территории России этот народ, наверное, самый маленький — всего 600 человек Совсем близко от этой типично нерусской деревушки расположено Рижское шоссе. Когда-то оно считалось союзного значения, но сейчас редкая машина — даже летом! —...

На территории России этот народ, наверное, самый маленький — всего 600 человек

С

овсем близко от этой типично нерусской деревушки расположено Рижское шоссе. Когда-то оно считалось союзного значения, но сейчас редкая машина — даже летом! — проедет в сторону Пскова. Кто же мог предположить, что с введением границы жизнь в этих краях как будто оцепенеет?

П

о количеству музеев на душу населения Сигово вполне может претендовать на то, чтобы попасть в Книгу рекордов Гиннесса. На десяток домов местных жителей приходится сразу два «очага культуры». И оба посвящены одной и той же теме: истории и культуре народности сето.

Первый музей — государственный. Здесь за показ деньги берут, но смотреть, честно говоря, особенно нечего. В качестве местной «экзотики» иностранцам могут предложить по стаканчику самогонки – типа национального увеселительного напитка. Русские экскурсанты довольствуются малым: осмотром избы и утвари, хозяин которой пару лет назад уехал к детям в Эстонию.

Второй музей частный и, что странно, бесплатный. Попасть туда можно практически в любое время дня. А если его хозяйка в отъезде, то соседка, завидев тормознувшую машину, по привычке бредет через дорогу, чтобы открыть амбар, где с любовью собрано все, что удалось сохранить от некогда могучего племени.

Одежда, домашняя утварь, предметы обихода. А начало коллекции, по словам ее хозяйки Татьяны Николаевны Огаревой (коренной петербурженки! — Ю.М.), было положено совершенно случайно. Когда она, спасаясь от суеты большого города, только-только купила этот домик и, разбирая рухлядь на чердаке, с удивлением обнаружила какие-то странные, но, тем не менее, поразительно красивые вещи. Стала расспрашивать соседей, интересоваться их назначением. А когда начался массовый исход сето из России, люди, навсегда покидавшие обжитые места, неожиданно понесли ей то, что десятилетиями лежало в прапрабабушкиных сундуках.

— И это было тем более удивительно, потому что согласно традиции этого народа, если семья покидает родовое гнездо, хозяйка должна сжечь всю утварь. Уезжая, — продолжает моя собеседница, — люди плакали, потому что понимали: обратной дороги им уже не будет.

Е

ще в семидесятых годах прошлого века наметилась тенденция: молодежь сето начала уезжать из Печорского района, чтобы получить образование в Тарту. Тем не менее люди знали, что всегда могут приехать в родные места. Но после того как граница и визовый режим стали объективной реальностью, перед старшим поколением встал вопрос: доживать ли свой век на дедовских хуторах или перебираться к сыновьям и дочерям, которые за эти годы успели освоиться и получить хорошую работу в Эстонии. Выбор оказался, увы, не в пользу России. Жалкие попытки остановить исход, создать некое подобие культурной автономии не были удачными. Провалилась и затея издать первый (!) букварь на языке сето. Сейчас на территории Печорского района проживают не более 600 человек, принадлежащих сето.

Их еще называют «осколком» древней чуди. Несколько сотен лет назад они бежали с территории современной Эстонии, спасаясь от насильственного обращения в католичество. Затерявшиеся среди полей и лесов Печорского района, они во времена Ивана Грозного приняли христианство. Но, несмотря на православную обрядность, так и остались язычниками. Недаром сето до сих пор так и называют: полуверцы.

Пиком расцвета сето называют начало прошлого столетия, когда общая численность представителей этой народности приблизилась к 21 тысяче человек. Это было то время, когда сето имели культурную автономию, создавались национальные общества, появилась своя интеллигенция, но после подписания 2 февраля 1920 года мирного договора между Эстонией и Советской Россией практически вся территория Печорского района отошла к новому государству и… началась насильственная эстонизация населения.

Ничего не изменилось и после 1944 года, когда была создана Псковская область, а Печорский район — Сетумаа! – окончательно вошел в состав России.

По мнению этнографов, сето и эстонец не одно и то же. Недаром на языке сето эстонца иногда еще называли так: мытсигу — дикий.

До сих пор в быту сето многое непонятно. Например, белье в деревнях стирали только мужчины. И действительно, било, которым отколачивали грязь, подходит только для мощной руки представителя сильного пола. Также и лен у сето чесали мужики. Но волокно, которое они выделывали, было поистине шелковым.

Иногда к Татьяне Николаевне приходят из соседних деревень пожилые женщины сето и прядут на самой настоящей прялке, которая стоит тут же.

…Когда гибнут империи, на их обломках остаются жить люди. Когда создаются новые государства, исчезают порой целые народы. История сето – лишнее тому подтверждение.

Они уходят. Тихо, незаметно, растворяясь по времени и истории, оставляя нам едва приметные следы своего пребывания на этой земле.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow