СюжетыОбщество

ЕСЛИ БЫ ФСБ НЕ АРЕСТОВАЛА «УКРАИНСКОГО СВЯЗНОГО», ТРИ ЧЕЛОВЕКА ОСТАЛИСЬ БЫ В ЖИВЫХ

Этот материал вышел в номере № 81 от 31 Октября 2002 г.
Читать
Сейчас русские во Львове требуют вернуть нынешней улице Джохара Дудаева ее историческое название – Лермонтова. Но неделю назад напоминания украинских правых о своей помощи «братскому чеченскому народу» никого не раздражали. Была надежда,...

С

ейчас русские во Львове требуют вернуть нынешней улице Джохара Дудаева ее историческое название – Лермонтова. Но неделю назад напоминания украинских правых о своей помощи «братскому чеченскому народу» никого не раздражали. Была надежда, что подобные заявления заставят террористов отпустить от 30 до 40 людей, назвавшихся гражданами Украины в Театральном центре на Дубровке. Сейчас уже ясно, что гражданство имели не все. Около девяти россиян пытались таким образом спастись. Не получилось. В больницах Москвы уже скончались трое украинцев.

В прошлый четверг целый ряд политиков в Украине выступили с осуждением войны в Чечне. Радикальнее всех были, как обычно, представители Украинской национальной ассамблеи (УНА). Руководитель этой организации Андрей Шкиль заявил, что признает справедливость требований «чеченских повстанцев». Председатель крымско-татарского меджлиса (органа национального самоуправления) Мустафа Джемилев, осудив теракт, отметил, что действия боевиков вызваны отчаянием и несправедливой политикой России на Кавказе. Умеренный сторонник Ющенко Геннадий Удовенко призывал коллег-депутатов убрать из официального документа, принятого Верховной радой, слово «террористы», чтобы не раздражать Бараева.

Видимо, все эти заявления каким-то образом дошли до захватчиков. В пятницу в середине дня украинцев должны были отпустить. Бараевцы еще в четверг выделили их в отдельную группу и перевели на балкон. Гражданство террористы определяли по наличию паспорта и умению говорить по-украински.

Альтернативные переговоры об освобождении вел в Москве депутат Верховной рады Олег Беспалов. Нардепу удалось наладить контакт с одним из тех, кто осуществлял связь Бараева с внешним миром. Именно через него был получен ответ: украинцев отпустят в пятницу в полдень. Террористы выдвинули ряд условий, суть которых Беспалов отказался сообщать ради безопасности людей. В 12.00 никого не выпустили, отложив процедуру на 16.30. Однако вскоре чеченцы вообще прекратили вести какие-либо переговоры, и украинцы оставались в зале до самого штурма.

Сегодня об этом стараются не вспоминать, но тогда, в пятницу, репортеры национальных телекомпаний в прямом эфире обвиняли ФСБ в срыве украинских переговоров с Бараевым. Журналисты утверждали: контакты были прерваны из-за того, что российские спецслужбы арестовали связного, через которого передавались требования и сроки. Днем позже посол Украины в России Билобоцкий опроверг эту версию.

Только вечером в пятницу смогли прилететь в Москву еще три украинских депутата – Тарас Чорновол, Рефат Чубаров и Андрей Шкиль. Их трижды не пускали в самолеты, вылетавшие из Киева. Сегодня депутаты обвиняют в этом российские спецслужбы.

За 11 часов до начала штурма украинскими тележурналистами одного из пропрезидентских каналов был предложен еще один вариант ведения переговоров: на связь с Бараевым должен был выйти сам Леонид Кучма. Ему в отличие от Путина сделать это было прилично – он председательствует в совете СНГ. (Оставим рассуждения о судорожных поисках имиджмейкеров способов отстирать безнадежно замаранную репутацию клиента. Возможно, даже оппозиция простила бы Кучму, если бы тот вывел хотя бы 40 заложников.) Но украинский президент оказался на редкость нерасторопным.

По возвращении из Москвы украинские нардепы выступили на пресс-конференции во Львове. Они утверждают, что российская сторона сделала все, чтобы не допустить их участия в переговорах. Руководители УНА уверены: Бараев прислушался бы к их доводам, вспомнив о личных контактах своего дяди с украинцами. Единственное, чего боялся террорист, говорит Шкиль, это того, что спецназ открыл бы огонь по отпущенным заложникам, а жертвы списал бы на него.

По мнению Чорновола и Шкиля, заложников чеченцы не расстреливали. Российский спецназ специально пропустил двух выпивших мужчин к Театральному центру. Чеченцы ответили автоматной очередью, и начался штурм. Шкиль также посетовал на плохую подготовку террористов: им нужно было предвидеть возможность газовой атаки. Тогда бы удалось воспользоваться «поясами смерти».

С мягкой критикой действий российского спецназа выступил и секретарь Совета нацбезопасности Украины Евгений Марчук. Во вторник вечером он встречал самолет с четырьмя бывшими заложниками в Киеве. Журналистов к ним не допустили, сославшись на тяжелое психологическое состояние. Депутат Олег Беспалов полагает, что бывшие заложники могут располагать некоей секретной информацией о штурме, и сейчас их обрабатывают следственные органы. Он не исключает возможности того, что пострадавшие украинцы могут обратиться в суд, если в действиях спецслужб будут найдены ошибки.

Трое львовян, переживших плен, тремя месяцами раньше чудом спаслись во время падения самолета во Львове: они опоздали на авиашоу. А знакомому погибшего одессита Григория Бурбана террорист Руслан пообещал в пятницу по мобильному телефону: «Мы все выйдем отсюда живыми».

В Киеве сдают билеты на концерт Михаила Задорного.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow