СюжетыОбщество

КРАСНОЯРСК. НИЖНИЙ. ДАЛЕЕ — ПО РАСПИСАНИЮ

Этот материал вышел в номере № 76 от 14 Октября 2002 г.
Читать
В Калмыкии нашли чеченских шпионов. Верный признак того, что через неделю — выборы История с министром внутренних дел Калмыкии генералом Тимофеем Сасыковым выглядит серьезно. По данным Главного управления собственной безопасности МВД РФ,...

В Калмыкии нашли чеченских шпионов. Верный признак того, что через неделю — выборы

И

стория с министром внутренних дел Калмыкии генералом Тимофеем Сасыковым выглядит серьезно. По данным Главного управления собственной безопасности МВД РФ, главный калмыцкий милиционер, оказывается, «крышевал» браконьеров; незаконно зарегистрировал в республике 27 тысяч чеченцев (17% электората, готового проголосовать, как прикажут!); под носом у местной милиции действовали десять неучтенных нефтяных скважин; их контролировали чеченцы, финансирующие боевиков; на железной дороге вообще опаснейшая ситуация – калмыцкий участок, по которому идут в Чечню воинские эшелоны, тоже под контролем чеченцев… Наконец, в эти дни подчиненные Сасыкова произвели обыск в офисах оппозиционного кандидата Шонжиева (зампред правления московского Банка высоких технологий, претендует на президентский пост) и Юдина (шонжиевский вице-президент). Тут переполнилась чаша терпения российского МВД, оно вызвало Сасыкова на коллегию, а министр заболел и приехал с опозданием — 11 октября...

С

южет для криминального сериала. Но возник он очень своевременно: в Калмыкии – выборы. А Сасыков – человек Илюмжинова.

Информация о деле генерала Сасыкова попала в прессу за десять дней до того, как избиратели пойдут к урнам. Отсюда и впечатление вовремя взорванной информационной бомбы. Далее должны последовать разбирательства в федеральном министерстве и прокуратуре. И хотелось бы задать некоторые из возникающих (особенно в контексте нижегородских и красноярских выборов) вопросов.

Где все были раньше?

Собственно, это вопрос ключевой. Сасыков, надо понимать, не двадцать минут назад и не за десять дней до выборов занялся тем, в чем его обвиняют. Развертывание подпольных скважин, торговля в Москве конфискованной у местных браконьеров икрой – когда все это выяснилось? Говорят, еще в июне. А почему же сообщается лишь в октябре?

Далее: в Калмыкии «незаконно зарегистрировано» 27 тысяч выходцев из Чечни. Даже если предположить, что беженцы и переселенцы (а Чечня рядом, естественно, народ бежал, куда поближе) за взятки получили право жить не под огнем, — помилуйте, они что, в один день регистрировались? И лишь для того, чтобы к 20 октября по команде милиции проголосовать за власть? (А газеты не писали о ситуации в республике? — Ред.)

Про железную дорогу уточнять надо много и долго. Кто эти вероятные шпионы, взявшие под контроль прифронтовую коммуникацию? Какие посты занимают? Где были ФСБ и отделы кадров МПС?

Наконец, повторим, почему возмутились московские проверяльщики лишь после обыска в штабе Шонжиева, а не тогда, когда стало им известно о предполагаемом «крышевании» и шпионаже? Кстати, а в других штабах сасыковские люди обыски проводили? А то ведь всего на пост президента Калмыкии, кроме Илюмжинова, баллотируются десять человек… Или власть все устраивало, пока не появился более близкий претендент?

Выдвинем версию

Калмыцкая ситуация в корне отличается от ситуации, например, красноярской или нижегородской. Там ноздря в ноздрю шли два практически равных по силе и возможностям претендента. Изменить картину в Калмыкии можно только силовым приемом – снять Илюмжинова с гонки в последний момент, когда что-то доказывать поздно. Но для этого обвинить в таких грехах, что общественное мнение содрогнется. Например, потворство агентуре Масхадова и Гелаева – достаточное обвинение?

Проблема в том, что Илюмжинов «прикрыт» отовсюду: его поддерживают, несмотря на выступления СМИ, и Кремль, и избиратель. Но кампания против него уже начата, вброшены деньги, раскручена машина. И тут возникает возможность новой комбинации. Цель ее – не столько Илюмжинов, сколько другая сильная фигура в сегодняшнем политическом раскладе: глава МВД РФ Борис Грызлов.

Грызлов, ознакомившись с обвинениями против Сасыкова, отстранил его от должности. Исполняющим обязанности был назначен генерал Валерий Очиров (правда, насколько боевой летчик готов руководить милицейской работой, ответит время). Очиров — давний и убежденный противник Илюмжинова. Однажды уже баллотировавшийся на пост президента Калмыкии, но проигравший.

Однако, по нашим сведениям, Б. Грызлов чуть позже отменил распоряжение о назначении В. Очирова. Наверное, российский министр понял, что рискует быть втянутым в сомнительную игру. Потому что, чем бы федеральный министр ни объяснял замену главного регионального силовика в преддверии выборов, это неизбежно выглядит давлением Москвы.

Большая игра?

Вообще-то странноватой игра выглядит с самого начала. Россия – такая страна: где ни копни, всегда у милиции рыльце в пушку. Можно смело предположить, что, затей федеральное МВД перед выборами проверки в Красноярском крае или в Нижнем Новгороде, обязательно легла бы на высокий стол обстоятельная папка. Но проверок не затевали. Чья возьмет в Красноярске и Нижнем — никто прогнозировать не решался.

Здесь, повторимся, схема иная. Даже если история с генералом Сасыковым «стрельнет» — отрыв Илюмжинова от других кандидатов в президентской гонке настолько велик, что существенно «наезд на Кирсана» не скажется. Ну не Дания у нас! С точки зрения обывателя: «Кто-то из ментов на лапу брал – нашли чем удивить…». Массовые акции оппозиции не сотрясут Элисту.Но тогда можно выстрелить так, что пуля, задев (пусть несмертельно) основную цель, срикошетит в цель косвенную. Вернее, не косвенную, а, скажем так, не находившуюся на прицеле с самого начала. В результате и «хан Кирсан» обмазан, и Грызлов подставлен.

Тут не надо предполагать вселенский заговор секретной группы илюмжиновско-грызловских ненавистников. Вокруг Калмыкии давно схлестнулись крупные интересы – нефтяные, финансовые… Речь идет не о деньгах, а об очень больших деньгах, которые, как известно, решают любую проблему. При этом кому-то мешает Илюмжинов, кому-то Грызлов… На бильярдном поле политики ситуация меняется с каждым ударом, сейчас, похоже, шары расположились так, что совпали интересы и тех, и других…

Какая еще карта будет разыгрываться завтра в Калмыкии? Религиозная? Террористическая?

А главная проблема для нас — не в Илюмжинове. Главная проблема в том, что исполнение закона в России отчетливо начинает носить предвыборный характер.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow