СюжетыОбщество

ТОСТ НА ПОМИНКАХ

Этот материал вышел в номере № 72 от 02 Октября 2002 г.
Читать
Умерла Татьяна Михайловна Великанова. Как бы для несведущих, а их нынче — так уж складывается жизнь — большинство, несколькими словами объяснить: что это был за человек?.. Активист, если не один из основателей правозащитного движения в...

У

мерла Татьяна Михайловна Великанова. Как бы для несведущих, а их нынче — так уж складывается жизнь — большинство, несколькими словами объяснить: что это был за человек?..

Активист, если не один из основателей правозащитного движения в Советском Союзе. Организатор, издатель, хранитель архива «Хроники текущих событий» — главного «тутиздания», собиравшего и распространявшего информацию о политических преследованиях в СССР.

Политзэчка: по приговору Мосгорсуда в августе 80-го получила 4 года лагерей и 5 лет ссылок. Лагеря отбывала мордовские, ссылку — казахстанскую, на Мангышлаке.

Семь месяцев отказывалась принимать горбачевскую помиловку и оставалась в ссылке.

Учителка. После возвращения из ссылки работала в школе, преподавала математику и русский язык в младших классах. Известно, что дети ее обожали...

Шестидесятница. Опять-таки как же объяснить нынешним: кто эти люди? Нынче это особенно важно, потому как несведущие и незнающие начинают говорить подлости.

Вот, к примеру, г-н Лейбман, прикупивший «Общую газету», уничтоживший ее и теперь издающий «Консерватор», высказывается в интервью «Газете. Ру». Журналист ему говорит: «Вы знаете, я нашла ваше высказывание о шестидесятниках: «Газета не будет рупором шестидесятников».

Лейбман: «Не будет. Потому что это блядская психология, извините».

Журналист: «У шестидесятников?!».

Лейбман: «И знаете почему? Им государство дало все, а они посчитали своим долгом обосрать это государство. Больше ничего они для государства не сделали. Поэтому, я считаю, что это позиция такая, как я сказал».

«Известия» приводят откровения Константина Эрнста: «Традиционно в России интеллигенция была в оппозиции власти — интеллигентный человек должен ругать власть и ей противодействовать. Учитывая это, я всегда привожу такой пример: горит дом, кричат дети, а рядом стоит интеллигент и наблюдает, чтобы потом свидетельствовать об этом преступлении, вместо того чтобы вытащить детей из огня».

Одним, как я уже говорил, государство давало лагеря и ссылки. А другим, шестидесятникам, что давало? Для ответа на этот вопрос все-таки нужно суметь найти определение шестидесятничества...

С Никитой Хрущевым, казалось, наступила оттепель... Люди настороженно, но все-таки подымали головы... Они на самом деле поверили, что наступили другие времена, что можно говорить правду...

Попытались сказать правду в 62-м в Новочеркасске; демонстрацию расстреляли: двадцать человек были убиты на месте. Трое скончались позже.

По заранее составленному и утвержденному президиумом ЦК приговору на закрытом судебном заседании объявили: семерых — к расстрелу, еще семерых — к тюрьме на срок от десяти до пятнадцати лет...

Попытались сказать правду 25 августа 68-го года — на Красной площади, возле Лобного места — в защиту Праги. В ответ — лагеря и ссылки.

Так вот, я думаю: шестидесятники — это те, кто поверил государству и власти и кого государство с властью самым гнусным образом обманули.

И тогда эти люди встали на защиту собственного достоинства. Защищая свое достоинство, они защищали и нашу честь.

Их главный лозунг после заключения Хельсинкского акта был именно таким: «Соблюдайте собственную Конституцию».

Судьба Великановой определяет смысл шестидесятничества: никакого прощения государству за ложь, за попрание инакомыслия, за репрессии — нет и быть не может. Судьба Великановой подсказывает и другое: нынче шестидесятников полощут как раз именно те, кто удобно, удачно, богато пристроился вокруг власти.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow