СюжетыОбщество

ПОГОННЫЕ МЕТРЫ

Этот материал вышел в номере № 72 от 02 Октября 2002 г.
Читать
С помощью военной реформы генералы решают жилищные вопросы В конце 2001 года планы армейского реформирования наконец были вырваны из рук военных. Думский лидер правых Борис Немцов обратился напрямую к Путину с революционным проектом:...

С помощью военной реформы генералы решают жилищные вопросы

В

конце 2001 года планы армейского реформирования наконец были вырваны из рук военных. Думский лидер правых Борис Немцов обратился напрямую к Путину с революционным проектом: заменить в течение 2 – 3 лет мобилизованную молодежь на добровольцев-контрактников, а чтобы было, откуда брать этих контрактников, призывать военнообязанное население не на два года, а на полугодовую подготовку для обучения военной специальности.

Несмотря на президентское поручение военным разобраться с этими предложениями, в Министерстве обороны почти год пытались их не замечать, пока наконец не решились на эксперимент: для начала набрать контрактников только в Псковскую 76-ю воздушно-десантную дивизию, а там — как пойдет.

Немцов обвинил генштабовских генералов в том, что эксперимент затеяли таким образом, чтобы продемонстрировать невозможность реформирования армии, а 26 сентября прилетел с инспекцией в Псков в сопровождении генерал-майора Валерия Астанина, отвечающего в Генштабе за мобилизацию, и десанта московских журналистов.

Ж

урналистов Псков долго не принимал. В Пскове туман, вылетать нельзя. Наконец с трехчасовым опозданием вылетели из Домодедова, но, прилетев, выяснили, что туман рассеялся еще утром, и возникло подозрение, что такой нехитрой уловкой военные просто сократили пребывание прессы в дивизии. Прибыв в часть, мы обнаружили Немцова, выступающего в казарме, переименованной в солдатское общежитие (видимо, в рамках реформы), перед солдатами с лекцией о важности и нужности реформы и агитировавшего их после службы подписать контракт.

Солдат было 18, генералов и полковников — 20, журналистов, образовавших плотное кольцо, – 31.

На вопрос, кто из солдат решил принять участие в эксперименте, поднял руку один, еще один младший сержант оказался сверхсрочником, оставшимся в армии задолго до эксперимента. Вот этих двух Немцов и вызвал на состязание по подтягиванию, чтобы доказать преимущества наемной армии, которую взялся олицетворять лично.

Поначалу Немцов предложил солдатам состязаться на деньги, по сто рублей за подтягивание, но денег у солдат не случилось. Немцов, хлопнув бойца по плечу, сказал: «Ерунда, потом отдашь». Чувствовалось, что в своей подготовке депутат уверен.

То, что нынешние десантники не «тянут», Немцов доказал, подтянувшись под фотовспышками 19 (или 20) раз против 8 и 9 солдатских.

Глядя на все это, молодой полковник за моей спиной бурчал: «Если бы эти солдатики три раза в неделю ходили в бассейн да тренировались на корте, а не мели плац, то не уступили бы бывшему вице-премьеру». Для справки сообщаю, что 15 лет назад общевойсковой норматив был 6 подъемов переворотом, упражнение значительно более сложное, нежели подтягивание, в ВДВ его выполнение вообще затруднений ни у кого не вызывало.

Не успели журналисты зачехлить камеры, как солдаты куда-то испарились, словно их и не было. Я их так больше и не нашел — ни в казарме, ни в ее окрестностях. Маскируются десантники явно лучше, чем подтягиваются.

Между тем из разговоров военных понял, что на сегодняшний день кандидатов для эксперимента набрали примерно на одну роту — 138 человек. Интересно, где эта рота будущего? Почему вместо нее нам показали взвод срочников?

От турников всех повезли на стройку нового жилья для офицеров и еще не набранных контрактников. Именно вокруг этой стройки и разгорелись основные страсти.

Генералы в общем-то справедливо решили, что контрактников зарплатой чуть более 3000 рублей соблазнить не удастся, и решили включить механизм, отработанный еще в советские времена на «лимитчиках», то есть к мизерной зарплате добавить право пользоваться служебным жильем, благо бесквартирных по России пруд пруди. Узнав об этом, Немцов произвел несложные расчеты и не порадовался за судьбу своих планов в генеральском воплощении.

Строительство комплекса из 21 жилого дома (2186 квартир) для псковских контрактников (а именно такой комплекс затеяли строить военные) обойдется госказне около 3 миллиардов рублей. Поначалу военные запросили вдвое больше. Всего контрактников в дивизии должно быть 3000. Таким образом, каждый псковский десантник обойдется стране в 1 миллион рублей. Задав такую высокую планку обеспечения в Пскове, военные потребуют таких же затрат и везде. Если переводить на добровольно-наемную основу всю армию, а это 400 тысяч нижних чинов, то вся реформа обойдется в 400 миллиардов рублей или около того.

Таких астрономических сумм нет, и в ближайшем будущем для армии их никто не даст. Путину Немцов обещал уложиться в 30 миллиардов. Так что опасения Бориса Ефимовича, что эксперимент – ловушка Генерального штаба, где его реформа будет похоронена, не лишены основания.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow