СюжетыОбщество

Украинское Минобороны считает, что его вину в гибели «Ту-154» еще нужно доказывать

Этот материал вышел в номере № 69 от 19 Сентября 2002 г.
Читать

Печерский районный суд Киева рассматривает иск семьи бортинженера авиакомпании «Сибирь» Валерия Лаптева к украинским властям. Валерий, 11 членов экипажа и еще 66 пассажиров погибли в катастрофе «Ту-154М» над Черным морем 4 октября 2001 г. (рейс 1812 Тель-Авив — Новосибирск).

Адвокаты вдовы Елены Лаптевой и ее дочерей — 5-летней Алены и 15-летней Ульяны — потребовали от правительства Украины возместить семье моральный и материальный ущерб в размере 1 млн 986 тыс. гривен (1 млн 890 тыс. и 96 тыс. соответственно — это примерно 400 тыс. долларов).

Президент Фонда помощи семьям погибших в авиакатастрофе Борис Калиновский сказал, что вопрос о сумме предъявленного иска решали, исходя из международных прецедентов, однако с «поправкой» на бедность украинского минобороны. Потому что, например, американцам — после того как их ПВО во время войны в Персидском заливе сбила гражданский иранский «Боинг» — за каждого погибшего пассажира пришлось выплатить примерно 5,5 млн долларов, а за каждого члена экипажа — вдвойне.

Украинская сторона, похоже, плевать хотела на требования родственников погибших. Сначала из трех ответчиков (кабинет министров, минобороны и казначейство Украины) на первое заседание 16 июля с.г. не явились представители кабинета министров, и адвокатам Лаптевой пришлось согласиться с переносом заседания. А 10 сентября украинская сторона, которую представляли главный специалист минюста Елена Власенкова, офицер правового управления минобороны Андрей Музыка и командир бригады ПВО, сбившей самолет, Олег Стоцкий, перво-наперво выдвинула шесть ходатайств.

Адвокаты Лаптевых из киевской юрфирмы «Атлант» опротестовали пять из них, в том числе о проведении заседания на украинском языке (!) и о выводе из списка ответчиков кабинета министров и казначейства, который (вывод) практически означал бы нулевой результат для родственников погибших. Минобороны Украины в таких случаях денег не дает. У них есть правдивый ответ: давать нечего. Фирма «Атлант» уже предъявляла иск к украинскому министерству обороны, когда тактическая ракета вместо цели поразила жилой дом в пригороде Киева Броварах. Тогда вина МО была доказана, но казначейство не привлекли, и «выбить» деньги до сих пор не удается.

Шестое ходатайство защиты — о том, что нужно дождаться решения «чисто украинской» комиссии о причинах падения самолета, — суд принял к сведению, и спустя час после начала слушаний, в 16.30 по московскому времени, решили перенести разбирательство на 8 октября.

Почему суд забыл о расследовании Межгосударственной российско-украинской комиссии, которая предоставила материалы еще в ноябре прошлого года, непонятно.

Как отмечает сотрудник адвокатской фирмы, которая взялась отстаивать права родственников погибших пассажиров, Иван Иванов, никаких серьезных аргументов в свою защиту украинская сторона не выдвинула.

Представители минобороны заявили, например, что раз никто не видел, как украинская ракета сбила самолет, и на ее осколках нет маркировки «Зроблено в Украпнi», то и виноватых нужно искать в другом месте. И даже подсказали, в каком. Украинцы предположили, что протаранить «Ту-154» могла какая-нибудь подлодка. Так как на балансе минобороны Украины состоит всего одна тридцатилетняя старушка-субмарина «Запорожье», которую после длительного простоя планируют пустить в море только весной следующего года, значит, «таранила», скорее всего, российская подлодка.

«Украинские власти просто издеваются над нашим горем. Все, что они говорят, — просто бред. Вместо того чтобы извиниться и выполнить наши законные требования, они нагло врут», — сказал Борис Калиновский, потерявший в катастрофе отца.

Украина в самом деле заняла позицию государства-изгоя вроде Северной Кореи или Ирака, хотя и взяла курс на сближение с Европой. Отказываться от своей вины после того, как сам главнокомандующий Кучма осенью прошлого года официально признал ее, неправильно. Кучма тогда, правда, остро подметил, что самолеты падали и раньше, но все-таки уволил министра обороны Кузьмука и еще нескольких армейцев. Сейчас «на очереди» — еще 11 исков от семей членов экипажа и «порядка двадцати» (слова адвоката Иванова) — от семей пассажиров.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow