СюжетыОбщество

КОГДА ПАРОДИЯ ЛУЧШЕ ОРИГИНАЛА

Этот материал вышел в номере № 57 от 08 Августа 2002 г.
Читать
Гэта табе ня «Брат-2» Квасной патриотизм по вкусу не всем. Это показало появление двух неплохих пародий на «Брата-2»: фильмов «Черный фраер» и «Случай с пацаном». Тот, кто не заручается поддержкой, так сказать, «министерства правды»,...

Гэта табе ня «Брат-2»

К

васной патриотизм по вкусу не всем. Это показало появление двух неплохих пародий на «Брата-2»: фильмов «Черный фраер» и «Случай с пацаном».

Тот, кто не заручается поддержкой, так сказать, «министерства правды», сегодня в России не может рассчитывать на сотни тысяч долларов, вложенных в съемку. Так что оба помянутые выше фильма принадлежат к сфере «небюджетного кино».

Американская пословица «Если ты такой умный, то почему же ты такой бедный?» здесь абсолютно неприменима: многие работы каких-нибудь никому не известных пока студентов ВГИКа на две головы выше, талантливее и интереснее «мыльных опер» и «полицейских сериалов» со всеми их сотнями серий и гигантской аудиторией. Существует ряд фестивалей, где подобного рода фильмы представляются не очень широкой публике. Самый известный подобный фестиваль в России — московский «Сверхлюбительское кино». Во многом благодаря ему «Черный фраер» и «Случай с пацаном» стали известны.

«Черный фраер» сделан 25-летним питерским режиссером Глебом Михайловым практически сразу же по выходу «Брата-2». Повествует он о войне героя, «черного фраера», с мафией. Есть девушка, есть «брат», убийства, драки и наркотики. «Черный фраер» состоит из клише боевиков, пародий на клише, пародий на новорусское кино. Для создания атмосферы полнейшего балагана фраеровский саундтрек сделала группа «Виктор», которая уже десять лет очень серьезно и пафосно поет под «Кино». Одетый во все черное (от брюк до трусов, от майки до темных очков) мускулистый белобрысый герой, сыгранный самим режиссером, мочит и гасит всех плохих героев. Симпатичная девушка жертвует собой, но в конце и она побеждает вместе с фраером. «Брат» — лысый кривоногий урод — тоже получает свою порцию счастья.

К концу пародийная интонация «Фраера» уже окончательно зашкаливает. Герою, растерявшемуся от нападений мафии, является его второе «я» и дает команду: «Ты должен спасти девушку, спасти брата, вызволить сестру и воссоединить семью». В конце, отдавая девушке огромный пистолет и указывая на «сестру» и «брата», Фраер говорит: «Проследи за ними. А я поеду на разборку в Приозерске». Драматический момент растерянности. «Но ты еще вернешься?» Фраер оборачивается: «Куда ж я денусь».

Балабановский культ силы, туповато-безграничная любовь к родине просто размазаны по стенке. Фраер куда симпатичнее, веселее и искрометнее супермена (или уж «супермужика» — так, наверное, патриотичнее…) Данилы.

Спустя примерно год после «Брата-2» и «Фраера» в Минске был снят «Случай с пацаном». Характерен его рекламный слоган: «Гэта табе ня «Брат-2». Гэта пацан». Несмотря на белорусскоязычную обложку, фильм сделан на русском языке творческой группой, состоящей из минчан и москвичей. Продолжительность — 40 минут, опять же непрофессиональные актеры и бесхитростная съемка.

Действие картины разворачивается в Минске. Главный герой фильма Юра, «нормальный пацан с района» (как характеризуют его авторы), ссорится со своей девушкой. «В поиске душевного спокойствия» (также цитата с обложки кассеты) «он решает устроиться, как все, на работу». Но нормальную работу в столице Беларуси простому парню, оказывается, найти не так и просто: знакомый бизнесмен разорился, в ларек продавцом идти никто не предлагает… Да даже чтобы бандитом стать — и то знакомства нужны!

Юра не хочет рекламировать водку, разъезжая на роликах в костюме журавлика, не в восторге от вакансии «шестерки» при знакомом кагэбэшнике, не рвется быть курьером в офисе штаба некоего оппозиционного движения «Бобр». Оказавшись в штабе этого самого движения, Юра по своей гопнической привычке прет у бобровского лидера мобильник.

Надо заметить, что Юра, хоть большую часть своего свободного времени и пьет пиво перед телевизором, имеет очень смутное представление о политической ситуации в Беларуси. Так что Юра поначалу абсолютно не в курсе, что у него теперь мобильник главного, «единственно реального» противника Лукашенко. На мобильник звонят разные «непонятные» (для Юры) люди. Сначала кто-то с сильным иностранным акцентом, используя различные витиеватые (на случай прослушивания) метафоры, предлагает «где-нибудь встретиться». Юра, несколько разозленный этим непонятным ему звонком, орет в мобильник: «Где? В Караганде!».

Проходит несколько часов, Юра смотрит телевизор, в новостях передают: в Казахстане, в самом центре Караганды, местные спецслужбы задержали атташе по культуре при американском посольстве в Беларуси с 500 тысячами долларов…

Еще через некоторое время — следующий непонятный звонок. Звонят люди с многотысячного митинга оппозиции в центре Минска. Колонне оппозиции путь преградили менты, и звонящие хотят проконсультироваться с хозяином мобильника (они же не знают, с кем говорят…), что делать.

Юра, человек явно некомпетентный в организации уличных шествий, не знает, что ответить. Ему почему-то вспоминается реклама некоего мужского дезодоранта, где «настоящих мужчин» призывают идти к своей цели и не сдаваться… То же самое Юра советует и митингующим. Через 15 минут в телевизоре — сюжет о массовых беспорядках и столкновениях с милицией на митинге оппозиции в Минске.

Юра уже не рад, что украл мобильник: ведь абсолютно непредсказуемо, чем эта история может для него закончиться…

И вот третий звонок. Звонит сам Лукашенко. Разговаривает Лукашенко с вроде бы главным своим противником очень уж в панибратских тонах.

Постепенно выясняется, что хозяина мобилы специально внедрил в оппозицию КГБ, а звонит Лукашенко, чтобы выяснить, зачем было отправлять американского шпиона в Караганду (зачем отдавать деньги спецслужбам Казахстана!), зачем было провоцировать беспорядки в центре Минска…

Юра, обрадованный возможностью выпутаться из этой истории, выбрасывает мобильник, идет в штаб оппозиции, все рассказывает и разоблачает внедренного агента. После чего бывший лидер оппозиции идет рекламировать водку в костюме журавлика, а Юра возвращается к своей девушке.

В фильме неплохие для небюджетного кино сценки драк и погони, колоритнейшие типажи: бандиты, кагэбэшники, гопники, мелкие бизнесмены, политические активисты…

«Черный фраер» и «Случай с пацаном» доступны сегодня не только узкому кругу эстетов и ценителей. Недавно «Черного фраера» издал массовым тиражом такой гигант, как студия «Союз». «Случай с пацаном», также выпущенный в достойном количестве и с цветной обложкой, свободно продается в Минске и не исключено, что скоро доберется и до Москвы.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow