СюжетыОбщество

РАДИАЦИЯ НА ДОРОГАХ

Этот материал вышел в номере № 57 от 08 Августа 2002 г.
Читать
Смелее нас никого нет. Продолжаем перевозить плутоний 4 июля два судна с уран-плутониевым топливом отправились из Японии в Великобританию. На прошлой неделе корабли вошли в Тасманское море между Австралией и Новой Зеландией, где их...

Смелее нас никого нет. Продолжаем перевозить плутоний

4

июля два судна с уран-плутониевым топливом отправились из Японии в Великобританию. На прошлой неделе корабли вошли в Тасманское море между Австралией и Новой Зеландией, где их поджидала антиядерная флотилия из яхт местных жителей. Накануне представители нескольких тихоокеанских государств заявили, что корабли британской компании BNFL, перевозящей плутониевое топливо, нарушили их 200-мильную зону, а премьер-министр Фиджи призвал африканские, карибские и тихоокеанские страны выступить против транспортировок ядерных материалов по Тихому океану.

Еще более острая ситуация сложилась в США, где контейнеры с плутонием планируется перевозить из штата Колорадо в Южную Каролину. Губернатор Южной Каролины отреагировал на это весьма резко, заявив, что транспортировки плутония будут остановлены с применением войск штата. Однако решением федерального суда его планы были объявлены антиконституционными. Поэтому скоро грузовики с плутонием все-таки отправятся в Южную Каролину.

В

ыступления против перевозок ядерных материалов — явление не новое. Но если раньше они были связаны с опасениями, что во время транспортировок появляется потенциальный риск аварий и утечек радиации, то после трагедии 11 сентября в США мировая общественность все чаще говорит об угрозе ядерного терроризма.

По мнению сопредседателя международной группы «Экозащита!» Владимира Сливяка, «ядерные материалы особенно уязвимы во время их транспортировок. Несмотря на это, атомная индустрия продолжает перевозить плутоний, который можно использовать как для производства «грязной бомбы», так и для изготовления настоящего ядерного оружия». «Грязной» можно сделать любую бомбу, если дополнительно начинить ее радиоактивным материалом. При взрыве, помимо обычного действия, такая бомба заражает радиацией почву и облучает людей. И если ядерную бомбу в домашних условиях сделать невозможно, то «грязную» — элементарно.

Сейчас транспортировки плутония продолжаются в США, Японии и Великобритании. В ближайшем будущем к этому «рискованному» списку планирует присоединиться Россия: недалеко от печально известного челябинского «Маяка» в сентябре будет завершено строительство хранилища для оружейного плутония, и вскоре сюда будет направлен плутоний со всех объектов Минатома. ООН называет «Маяк» самым радиоактивно загрязненным местом на планете. По неофициальным данным, общая радиоактивность отходов, накопленных там, равна 20 чернобыльским выбросам. Этого Минатому, видимо, мало.

Но если угроза ядерного терроризма остается проблемой потенциальной (ни в одной стране мира «грязные бомбы», слава богу, террористы пока не использовали), то российские железные дороги оставляют желать лучшего.

В начале 2001 года экологические организации обнародовали первое подобное в России исследование — «Транспортировки радиоактивных материалов и ядерных делящихся материалов в России». «Учитывая состояние железных дорог, неорганизованность и плохую оснащенность охранного персонала, поезда, перевозящие радиоактивные материалы, можно назвать «мобильными Чернобылями», — заявил тогда один из авторов исследования. Дело в том, что во время транспортировок радиоактивные материалы попадают под управление целого ряда организаций, некомпетентных в вопросах ядерной энергетики (МПС, транспортные службы и департаменты, Минэнерго), и это может проявиться самым негативным образом. Показатель аварий и катастроф на транспорте в России в 2—3 раза выше, чем в других промышленных странах.

Однако руководитель управления по информационной политике Минатома Николай Шингарев успокоил корреспондента «Новой газеты»: «50 лет мы возим радиоактивные материалы по стране, совершили миллионы перевозок, и ни одной аварии еще не было. После чернобыльской аварии были приняты беспрецедентные меры безопасности, и до сих пор безопасность в Минатоме стоит на первом месте: литерные поезда, спецвагоны, охрана, надежные контейнеры и жесткая система учета». Спокойствия, правда, от этих слов мало, если вспомнить, что в ноябре прошлого года специальный эшелон с болгарскими ядерными отходами, двигавшийся в Красноярск-26, чудом избежал крупной аварии на Транссибирской магистрали, когда 14 вагонов сошли с рельсов.

Опасения также вызывает ситуация с пригодностью контейнеров для перевозки радиоактивных материалов, используемых Минатомом. Например, учитывая состояние транспортных магистралей и значительно возросшую аварийность на железнодорожном транспорте, Госатомнадзор запретил перевозить отработанное ядерное топливо (ОЯТ) в контейнерах старого типа, изготовленных в 1967 — 1985 гг., так как они не отвечают современным требованиям безопасности.

Однако Минатом проигнорировал это решение и продлил сроки действия сертификатов-разрешений на перевозку ОЯТ в контейнерах этого типа. Кроме того, Госатомнадзор установил факт изготовления транспортных упаковочных контейнеров (ТУК) с существенными отклонениями от утвержденных требований. Контейнеры, поступавшие на разделительные заводы Минатома России, значительно отличались от опытных образцов, которые прошли испытания и рассматривались при оформлении сертификата-разрешения.

Нередко сотрудники атомной индустрии отказываются соблюдать даже минимальные требования безопасности: например, Госатомнадзор установил факт перевозки грузов с ядерными материалами без каких-либо знаков радиационной опасности.

Зачем плутоний будут перевозить в Челябинскую область? Согласно российско-американскому соглашению о разоружении, каждая сторона обязана утилизировать по 34 тонны оружейного плутония. Его планируется переработать в МОКС-топливо для атомных станций. В результате такой переработки плутоний из оружейного превратится в энергетический, и соглашение по разоружению будет выполняться. Но есть ли в этом смысл?

Во-первых, завода по производству МОКС-топлива на «Маяке» нет, его придется построить. Во-вторых, атомных станций, рассчитанных на это топливо, в России тоже нет, придется, видимо, их перестраивать. В-третьих, сама цель — разоружение, во имя которой все это делается, достигнута не будет: по оценкам западных экспертов, в России накоплено от 500 до 800 тонн оружейного плутония (официальных данных по этому поводу нет, потому что количество оружейного плутония до сих пор является государственной тайной), и 34 тонны выглядят на этом фоне несерьезно.

Кого может устроить столь абсурдный способ разоружения? Естественно, это выгодно и американской, и российской атомной индустрии, потому что гарантирует если и не дальнейшее развитие отрасли, то, по крайней мере, дополнительное капиталовложение на строительство новых хранилищ, заводов по производству плутониевого топлива и переоборудование реакторов (в США, как и в России, все реакторы работают на урановом топливе). Кроме того, Россия и Америка продемонстрируют миру новые дипломатические «успехи» в области разоружения.

Владимир Сливяк так прокомментировал данную ситуацию «Новой газете»: «Плутоний — самый опасный радиоактивный материал, причем созданный человеком, и перевод его из оружейного в энергетический — это не решение проблемы. Главная задача — избавиться от плутония вообще. Но надежной технологии его уничтожения еще не существует. Поэтому нужно не перевозить плутоний с одного места на другое, подвергая население опасности, а оставить его там, где он есть, наладить адекватную охрану объектов и вкладывать деньги в разработку технологий уничтожения».

Однако благодаря решению о финансировании этой абсурдной программы, принятому на последнем саммите «большой восьмерки», Россия пойдет иным путем. А российские жители в отличие от жителей крохотного государства Фиджи, скорее всего, протестовать не будут.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow