СюжетыОбщество

ИЗ БЕЛЬЧОНКА ВЫРАСТУТ ДЕРЕВЬЯ

Этот материал вышел в номере № 55 от 01 Августа 2002 г.
Читать
Туве Янссон. Игрушечный дом: Повести и рассказы./ Пер. со швед. — СПб.: Амфора, 2002 Сказки Туве Янссон (1914 — 2001) про муми-троллей знают все. Но только недавно в России стали издавать прозу финской писательницы (пишущей по-шведски) для...

Туве Янссон. Игрушечный дом: Повести и рассказы./ Пер. со швед. — СПб.: Амфора, 2002

С

казки Туве Янссон (1914 — 2001) про муми-троллей знают все. Но только недавно в России стали издавать прозу финской писательницы (пишущей по-шведски) для взрослых.

В книгу «Игрушечный дом» вошли три повести («Летняя книга», «Честный обман» и «Каменное поле») и шесть рассказов из сборника «Игрушечный шкаф».

В сказках Янссон изображает отношение к миру ребенка, маленького фантастического зверька. В прозе для взрослых почти все герои — пожилые люди.

Характерно то, что его герои находятся в довольно замкнутом пространстве, в келье самосозерцания: действие чаще всего разворачивается в маленькой деревне, в дачном поселке или на острове посреди моря. Эта проза не очень сюжетна: читаешь не ради развязки, а ради сотен мелочей, встречаемых по ходу.

Старость называют возвращением в детство. Наверное, именно поэтому Туве Янссон делает главными действующими лицами «Летней книги» семидесятипятилетнюю бабушку и ее внучку-подростка. (Соединив эти два образа, можно представить себе самого автора.) Для Янссон умение трезво смотреть на мир — это умение говорить правду. Только маленькая девочка, обидевшись на бабушку, может написать ей в записке: «Я тебя ненавижу. С самыми теплыми пожеланиями, София». Это честно. И понятно, что ненавидит она ее только за то, что та не исполнила ее просьбу, а вообще она бабушку очень любит.

«...Она уже достигла того возраста, когда можно говорить правду, хотя бы по мелочам», — говорится про бабушку, когда она хочет признаться старому другу, что не любит херес, который они с ним пьют с самой молодости при каждой встрече. Оказалось, он тоже терпеть не может этот напиток.

Но все же честность у Туве Янссон — не умение говорить правду в лоб, а некая чуткость к людям. Для героини второй в книге повести («Честный обман») Катри Клинг честность — это логика, математика. Она не достигла счастья и сделала несчастными тех, кто ее окружал. И если честность — это чуткость, то фантазия — ее главный помощник. Поэтому Анна (героиня той же повести) рисует фантастических кроликов на своих реалистичных картинах. Поэтому бабушка все время придумывает всякие небылицы, чтобы приободрить или успокоить внучку.

С темой старости неизменно связана тема смерти. Еще в сказке «Волшебная зима» Туве Янссон коснулась ее, когда Ледяная дева заморозила насмерть бельчонка:

— Миленькая Туу-тикки, — взмолился Муми-тролль, — не говори все время, что он умер. Это так ужасно.

— Раз умер, так уж умер, — примирительно сказала Туу-тикки. — Этот бельчонок мало-помалу превратится в прах. А потом, чуточку позднее, из него вырастут деревья, и на них будут прыгать новые бельчата. Разве это так уж печально?

А в «Летней книге» бабушка «задумалась о том, что слово «умер» предпочитают не произносить вслух, трусливо заменяя его другими выражениями. Она никогда этого не понимала». Такая прямота тоже входит в понятие честности писательницы. «Очень обидно, что на эту тему нельзя нормально поговорить», — думает бабушка. А Янссон и заговорила об этом.

В книге собраны ее повести и рассказы, написанные в возрасте семидесяти примерно лет...

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow