СюжетыОбщество

ЖЕНА ИЛИ КРОКОДИЛ?

Этот материал вышел в номере № 55 от 01 Августа 2002 г.
Читать
Принцип окон на земле и в воздухе На дворе — равнодушное лето. Я люблю эту пору на телевидении. Выпуски новостей кратки до гениальности по причине отсутствия событий. Аналитические передачи не бьют избыточной эрудицией, позволяя некоторые...

Принцип окон на земле и в воздухе

Н

а дворе — равнодушное лето. Я люблю эту пору на телевидении. Выпуски новостей кратки до гениальности по причине отсутствия событий. Аналитические передачи не бьют избыточной эрудицией, позволяя некоторые фривольности вроде размышлений на тему перспектив российского модельного бизнеса. В программах много повторов, в сетке передач много фильмов.

В

этом сезоне в моде детективы. Телеканалы, похоже, приговорили нас к пытке убийствами и погонями. В прайм-тайм зритель вынужден выбирать между приключениями Эркюля Пуаро по мотивам романов Агаты Кристи на РТР, «Ментами» на НТВ и «Тайным знаком» на СТС. Конкуренция толкает продюсеров и на более отчаянные шаги. Стоит какой-то передаче набрать рейтинг, как на других телеканалах в то же самое время возникает нечто подобное. Речь идет прежде всего о малобюджетном и доходном жанре ток-шоу. За выходные я насчитала их семь штук, и к вечеру в воскресенье у меня возник вопрос: а производит ли наше ТВ сейчас вообще что-либо еще?

Программа «Окна» с Дмитрием Нагиевым лишила сна праведников. Мои соседи не могут переварить яд злых впечатлений. Народ буквально всколыхнула история о распутной соседке с пятого этажа, сменившей сожителя-отца на его 18-летнего сына. Глубоко в души запала и легенда семьи Адамс, где муж поставил ультиматум: жена или крокодил и завел в ванной рептилию, продемонстрировав животное зрителю. Удивительно, но факт: утонченные злодейства и случаи непредвиденного помешательства в студии «Окон» воспринимаются подавляющим большинством зрителей как игра случая, а отнюдь не как игра актеров, задействованных в передаче. Причем, удивительное дело, чем проще и откровеннее розыгрыш, тем больше любовь народная и, соответственно, рейтинг. Так да здравствует наш зритель — самый доверчивый и сентиментальный зритель в мире!

В «Принципе домино» на НТВ поступили тоньше. Там все чаще в студию приглашают в качестве героев программы актеров, которые играют самих себя. Так произошло на минувшей неделе в передаче про неразделенную любовь с Н. Басковым и А. Данилко. Если актеров нет, то их заменяют просто артистические натуры, восприимчивые к сценарному замыслу и владеющие даром перевоплощения.

Артистизм — вообще одно из слагаемых формулы успеха любого ток-шоу. В этом смысле передача «Земля—воздух» на ТВС была обречена на успех изначально. Ее главный герой (или герои) — это те, чьи лица и голоса хорошо знакомы нам по эстраде. Замысел прост до гениальности. Диджеи ведущих радиостанций обсуждают певца, певицу или группу. К обсуждению подключаются и зрители: тема не может оставить их интерпассивными.

Передача предоставляет уникальную возможность саморекламы и певцу, и радиостанциям. Помножьте все это на прекрасно оборудованную и оформленную студию и артистичного, знающего тему ведущего, и вы получите слагаемые телевизионного успеха.

Органичный, вписывающийся в рамки проекта ведущий — это вообще половина успеха. Или наоборот. Продукт алхимического брака НТВ с передачей «Я сама» получил название «Продолжение следует…» Студия, вся в цветочек, украшена посередине розочкой, в центре которой появляется «самая искренняя, обаятельная и стильная ведущая», как именует сама себя в заставке передачи «автор идеи, ведущая и генеральный продюсер» в одном лице Ю. Меньшова. Тематика проекта столь широка, что в двух словах и не скажешь. Тут и любовь, и профессиональные стремления, и козни судьбы. Последняя программа так и называлась: о судьбе.

Эллочка Щукина из «12 стульев», вероятно, могла бы считать себя Цицероном в сравнении с «самой обаятельной ведущей». Ее беседа с гостями студии, как правило, ограничивается примерно десятью репликами вроде: «Неплохо!», «Что — вот прям так?», «Ну и?» и т.п. Когда словарного запаса не хватает, выручает одна из трех дежурных милых гримасок, выражающих в зависимости от случая удивление, восторг или недоумение.

Я уже была близка к тому, чтобы переключиться на другой телеканал, когда на экране появилась девушка с неординарным лицом и еще более неординарной судьбой. Гюльжан, в замужестве баронесса Стейн, была родом из многодетной казахской семьи. Получив в 23 года титул «мисс Казахстана», она вопреки ожиданиям выбрала профессию художника-модельера и добилась всемирного признания. Рассказанное диссонировало и с манерой ведения, и с имиджем ведущей, и со стилем программы. Отойдя от семейно-бытовых проблем, действительно обаятельная и стильная ведущая на глазах утратила и обаяние, и стиль, оказавшись абсолютно чужой в рамках иной темы.

То, что происходило в ночь с четверга на пятницу на REN TV, разумного названия не имеет. Набившиеся в маленькую студию представители двух враждебных юридических кланов, перебивая друг друга, обсуждали проблему подлинности захоронения останков Анастасии Романовой и крутящихся вокруг этого сумасшедших денег. Собравшиеся препирались на уровне: «А ты кто такой?». Поскольку ведущих — девушку с микрофоном, но без внешних данных и молодого человека с деликатными манерами, но без признаков индивидуальности — приглашенные игнорировали. Все это сильно напоминало сюжет из «Окон», но без Нагиева и в более серьезных масштабах потенциальной склоки. Происшедшее к тому же оставило пренеприятное ощущение, что кто-то делает бизнес на царских костях и телекомпания к этому бизнесу небезучастна.

Забавно было бы посмотреть на участников упомянутого действа в рамках «Культурной революции» с Михаилом Швыдким в роли ведущего. Его гости нередко начинают свои монологи словами: «Я согласен с министром». Но я склонна соглашаться с ним по другой причине: обаяние интеллекта не оставляет выбора. Его передачи вообще бьют на нашем ТВ приятный рекорд по количеству обаятельных, интеллигентных, доброжелательных и просто красивых лиц. В силу этой причины встать на позицию кого-то одного бывает сложно. Вот и в последней передаче — «Шедевры создают мужчины» — невозможно было не согласиться и с блестящим А. Гордоном, и с остроумным Н. Дроздовым, и с очаровательной Э. Памфиловой.

На телевидении пол создателя шедевра значения не имеет. Был бы сам шедевр. Побольше именно такой продукции, созданной представителями обоих полов на всех без исключения каналах, я желаю и нашему ТВ, и терпеливому зрителю.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow