СюжетыОбщество

ГОЗНАКИ ВНИМАНИЯ

Этот материал вышел в номере № 55 от 01 Августа 2002 г.
Читать
Если приватизируют производство денег, все почувствуют разницу Первое российское промышленное предприятие по выпуску бумажных денег было основано сразу после победы над войсками Наполеона в Отечественной войне 1812 года. Сегодня...

Если приватизируют производство денег, все почувствуют разницу

П

ервое российское промышленное предприятие по выпуску бумажных денег было основано сразу после победы над войсками Наполеона в Отечественной войне 1812 года. Сегодня объединение «Гознак» считается одним из крупнейших предприятий подобного рода в Европе. Годовой оборот входящих в его состав фабрик, типографии и научно-исследовательского института вполне сопоставим с бюджетом крупного металлургического концерна. Кроме выпуска российской валюты, «Гознак» обеспечивает наличностью финансовые органы большинства стран СНГ и многих государств дальнего зарубежья.

Н

икогда бы не подумал, что серьезный бизнес можно делать на старых, еще доперестроечных, шутках. Помните байку о выгодах аренды одного метра государственной границы и печатного станка «Гознака»? Так вот, если граница у нас до сих пор где-то и как-то «на замке», так это по недосмотру соответствующих деловых структур «питерской команды». Зато главный печатный станок российского правительства уже вовсю готовится к приватизации. По словам руководства «Гознака», планы разгосударствления одного из символов российской державы вызваны сугубо деловыми соображениями. Оказывается, в качестве акционерного общества изготовитель денег сможет лучше обслуживать крупные заказы. В том числе, наверное, и контракты ставшего «посторонним» российского Министерства финансов.

И

зготовление денег – занятие прибыльное. Достаточно сказать, что годовой оборот российского «Гознака» составляет внушительную даже по западным масштабам сумму в три миллиарда долларов. Да и производственные возможности одного из старейших в Европе производителя монет и купюр вполне конкурентоспособны. «Гознак» выпускает не только рубли – с его линий сходит валюта многих стран мира. А еще «печатный станок» делает награды, ценные бумаги, акции.… Отсюда – строжайший режим секретности, не хуже, чем на любом военном заводе.

Засекреченность производства на «Гознаке» вполне оправдана. Несанкционированный доступ к информации об очередной «допечатке» рублевой наличности может принести любому биржевому игроку многомиллионную прибыль. А организованная «утечка» перед внеплановой эмиссией акций или выпуском ценных бумаг способна разорить любого собственника. Поэтому до сих пор считалось, что контроль за подобным производством должен находиться в руках государства. Отдать стратегическое предприятие частным лицам недодумались даже радикальные реформаторы «первой волны». Ситуация изменилась с приходом в российскую политику и бизнес так называемой «питерской команды».

Первая атака на «Гознак» прошла незамеченной. Около года назад новое «питерское» руководство этого полусекретного объединения предписало всем входящим в него предприятиям перевести свои счета в три российских банка. Выбор финансовых учреждений, на взгляд специалистов, был довольно странен. Кроме государственных Внешторгбанка и Сбербанка, давно и успешно работающих с «Гознаком», в числе опорных оказался сугубо частный банк «МЕНАТЕП–СПб». Правда, большинство сотрудников самого «денежного» предприятия посчитали решение своего генерального директора Сергея Вязалова вполне логичным. Где еще будет размещать счета своего предприятия выходец из «питерской команды», как не в питерском же банке?

К сожалению, одним только переводом в дружественный банк многомиллиардных счетов «Гознака» его «питерское» руководство не ограничилось. Вторым шагом к установлению контроля над «печатным станком» стал план его радикальной перестройки. Конечно, в открытую о неминуемой приватизации «Гознака» пока не говорят. Вначале, по мнению его руководства, «главный печатный станок» государства нужно преобразовать в полузабытую сегодня форму государственного концерна.

План реорганизации «печатного станка» довольно прост. Правда, без потерь здесь не обойтись. Построение светлого акционерного будущего будет сопровождаться сломом существующих, вполне эффективных, форм управления уникальным производством. По словам заместителя генерального директора «Гознака» Аркадия Трачука, в ближайшее время планируется провести ликвидацию девяти входящих в объединение предприятий. А когда имущество, контракты и персонал пяти фабрик, двух монетных дворов, типографии и собственного научно-исследовательского института бывшего «Гознака» окажутся в распоряжении вновь учрежденного госконцерна, можно будет приступить к его акционированию. Вот только смысл этого мероприятия довольно сомнителен. Возникнет новая «естественная монополия», которая сможет не только диктовать цены на производство купюр, монет, паспортов, акцизных марок и проч., но и сможет при желании поставить на грань банкротства такие прибыльные на сегодня предприятия, как, к примеру, Московская бумажная фабрика «Гознака».

В случае с денационализацией «Гознака» есть одна, весьма существенная, оговорка. Он, по своему статусу, фактически закрыт для иностранцев. Западные миллионеры никогда не смогут попасть в число акционеров «Гознака». А значит, не будет и зарубежных инвестиций для обновления производственных мощностей. Следовательно, теряется весь смысл приватизации прибыльного и стратегически значимого предприятия. Ведь слова нынешнего руководства о будущей «экономии на издержках» и «концентрации на работе с крупными заказчиками» серьезными аргументами в пользу грядущего акционирования не назовешь.

Да и как быть с многочисленными гознаковскими секретами в условиях частного предприятия, непонятно. Скорее всего, к моменту перехода «Гознака» в частные руки их просто не останется. Уже сейчас некоторые производственные тайны «печатного станка» оказались на страницах центральных СМИ.

Так, в одном своем недавнем интервью заместитель генерального директора «Гознака» Аркадий Трачук рассказал о себестоимости изготовления тысячерублевой купюры, разбросе цен на производство других банкнот и некоторых контрактах своего предприятия. Сегодня подобная откровенность Трачука вполне может попасть под статью 133 Гражданского кодекса России, предусматривающую ответственность за разглашение служебной информации, а заодно под действие Указа президента от 30 ноября 1995 года, в котором сведения о производстве банкнот отнесены к государственной тайне. Завтра, после приватизации «Гознака», выбалтывание «денежных» секретов «печатного станка» российского правительства станет простительной вольностью одного из его частных собственников.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow