Нью-йорк. Неделя назад. За два месяца до 11 сентября
П
рилетел в этот город на полтора дня. Девять часов туда, девять обратно до Москвы — целый кусок жизни, за который, кажется (ну да, иногда), можно что-то успеть сделать. И там — международная конференция, организованная немецким Фондом Эберта по жесткому и печальному поводу: «Терроризм и отмывание грязных денег»,— встреча с моими коллегами из «Тайма» и ночной ужин с друзьями, которых я не видел целый год.
Год... Как за это время все изменилось там, в Америке!
Я не очень люблю Нью-Йорк, но каждый раз, подлетая к нему, ошалевал от высоты Манхэттена с воздуха, от высоты тех двух зданий, которых уже нет.
— А ты знаешь, мы уже привыкли, что этих домов нет, будто их и не было, — говорит российский ньюйоркец и наш корреспондент в Штатах Марик Туревский.
Нам уже надо в аэропорт, но как не увидеть ТО место? Не просто любопытство (пустота на Каширке на месте взорванного московского дома — точно такая же боль), а какое-то воспоминание о будущем. Не дай бог...
11 сентября прошлого года мир перевернулся, и мы поняли уже окончательно, что человек совсем беззащитен в этом мире. А от человека до человечества — один шаг. Может, даже меньше.
ТО место окружено хвойным забором: да, правда, хвоя по всему периметру котлована, да, одинокий венок. Соседние пустынные небоскребы с еще не вставленными стеклами — им, бедным, тоже тогда досталось. Туристы, жадно фотографирующие пятачок человеческого горя.
Что еще? А еще жизнь, в которой так все переплетено.
— Вот будет смешно, если тендер на строительство здесь выиграет фирма бен Ладена, — говорит Марк.
Он не шутит: восстановление американского посольства в Танзании, взорванного (как все официально сообщили) бен Ладеном, поручили именно строительной фирме бен Ладена. Он выиграл тогда этот тендер, и от этого мир становится еще более непонятным.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Семью бен Ладена спешно эвакуировали из США после 11 сентября: не дай бог она стала бы жертвой народного гнева, и я думаю, убежден, что это по-человечески. Американские власти мгновенно подавили тогда чувство мести к лицам «арабской национальности».
Но в остальном мы очень похожи.
Считать Америку примером безопасного места существования для человека — то же самое, что оценивать жизнь в колхозах по фильму «Кубанские казаки».
Бардак у них точно такой же!
Меры безопасности носят советско-показушный характер.
Неимоверные очереди для прохода в аэропорт (с шумом, гамом, истериками). Тройные кордоны, полицейские собаки разгуливают между чемоданами, вынюхивая что-то. Замминистра иностранных дел РФ В. Трубникова, который прилетел в госдеп на переговоры о борьбе с терроризмом, в аэропорту пытались заставить снять ботинки: нет ли в них мины; а нашего вице-спикера Ирину Хакамаду дважды, при прилете и при вылете, подвергли личному досмотру (меня не раздевали — видно, не показался). Но одновременно дают визу приемному сыну Саддама Хусейна, и бюрократическая компьютерная машина ошибочно продлевает сроки пребывания в США террористам-самоубийцам (посмертно): тем самым, которые направили самолеты на здания торгового центра.
То есть все по-нашему, по-советски.
Даже сегодня, когда минул почти год после сентябрьской трагедии, в самолет можно пронести все что угодно.
Совсем недавно ФБР провело масштабную проверку всех американских аэропортов: на самолетные борта пытались пронести муляжи пистолетов, автоматов, гранат и т.д. Бдительные стражи поймали ровно половину всего этого взрывоопасного с виду багажа, а половину — не заметили. Шоком для американцев было и то, что, как оказалось, двести работников аэропорта Кеннеди в Нью-Йорке являются нелегальными эмигрантами, а около сотни — ранее судимые.
...Повторяю, я не очень люблю Нью-Йорк. Куда милее мне Бостон или Сан-Франциско. Но мне показалось, что ньюйоркцы стали более одушевленными, то есть не холодными манекенами, думающими только о том, чтобы их не приняли за слабых и убогих. И куда больше, чем раньше, американских флагов: на домах, автомобилях, в кафе, пивных…
11 сентября сплотило нацию. (В Нью-Йорке, например, неимоверно повысились цены на сигареты: семь с половиной долларов за пачку, но курящий народ отнесся к этому с пониманием: ущерб от терактов — это миллионы и миллионы.) И президент Буш неимоверно популярен.
Но, но... Что-то такое родное увидел я в Штатах.
Нация сплотилась на слове «мочить». У них — бен Ладена.
Народ рукоплещет.
Понимаю, почему такие дружеские отношения у двух наших президентов...
А на Брайтоне продают билеты на концерт Жириновского. Владимир Вольфович будет там петь…
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68