СюжетыОбщество

«...ЭФИР СТРУИТ ЗЕФИР». С КЛЮКВОЙ

Этот материал вышел в номере № 48 от 08 Июля 2002 г.
Читать
Вместо реальных персонажей на экране — плохие актеры Экрану стало трудно верить. Слишком много подстав: декорации картонные, ресницы накладные, губы силиконовые, истории придуманные, а герои — липовые. Повод снова поговорить об этом возник...

Вместо реальных персонажей на экране — плохие актеры

Э

крану стало трудно верить. Слишком много подстав: декорации картонные, ресницы накладные, губы силиконовые, истории придуманные, а герои — липовые.

Повод снова поговорить об этом возник неделю назад, когда в проекте «За стеклом. Теперь ты в армии» (ТВС) якобы спятивший инструктор Коржов якобы разъярился и якобы захватил казарму вместе с заложницей – якобы медсестрой. Он якобы прострелил камеру, испугав якобы до смерти ведущих и зрителей, якобы выдвигал требования и даже якобы сопротивлялся, когда его задерживали. Потом, конечно, военные признались участникам, что все было шуткой. Но зрителю-то все было очевидно с самого начала! Ибо подобным скверным актерством, какое явил инструктор Коржов, смотрящие телевизор закормлены по самые брови.

Вот Игорь Угольников в «Добром вечере» на СТС прекрасно исполняет свою роль. Как, впрочем, и Олейников со Стояновым в «Городке». Это лицедейство, оправданное самим жанром. Это блистательные шоу – действа, приподнятые на котурнах, разряженные в цветастые одежды и маски. Представления отличных актеров, разыгранные по отличным сценариям. От этих шоу нельзя ожидать правдоподобия, ибо они – суть сатира, стеб, трагикомедия, фарс, водевиль, смешение жанров…

Между тем многие телешоу, претендующие на истинность, состоят по большей части из этого вышеупомянутого «якобы». Нам знакомы не только фальшиво исполненные эпизоды, в которые уже никто не верит, но и целые программы, где часто не бывает ни одного настоящего персонажа. У меня нет доказательств, только ощущения. Так вот, по моим ощущениям, в ток-шоу «Окна» (СТС) все ненастоящее. И в «Большой стирке» (ОРТ) много подставных людей. И в «Моей семье» (РТР).

Это раньше зритель рыдал над корявыми судьбами персонажей. Сочувствие сменилось настороженностью, когда одни и те же люди стали мелькать с разными историями на разных каналах. Потом журналисты узнали кое-что о них, и возникли две версии. Первая: халтурят безработные артисты или просто люди, способные на экспрессию и произносящие чужой текст правдоподобно, захватывающе и трепетно, как свой собственный. Версия вторая: герои подобных передач — настоящие, но их речи искромсаны редакторами, выверены до последней запятой, лишены одних деталей и обогащены другими, приукрашены сюжетными завитушками (кое-где сдобрены местным колоритом, если герой, например, из деревни) и затвержены на зубок. Если верна хотя бы одна из версий, телезритель никогда не дождется от телевидения искренней интонации.

Отсюда – вопрос: нужна ли она, эта интонация, в таком случае? Может, лучше так – театрализованно, костюмированно, с шутками-прибаутками и не всерьез? А искренность обеспечит сосед, опохмеляющийся у вас по утрам, попутчик в поезде, женщина в очереди… Уверена в одном: я хочу, чтобы среди многих сотен накрашенных лиц было хотя бы одно – настоящее, без грима.

Мне показалось, такие есть. В новом ток-шоу «Сказки о любви» (РТР): несколько историй о симпатии, привязанности, расставании, воссоединении и необъятном счастье. Герои исповедовались, зрители плакали (полагаю, что слезы все-таки были не глицериновые). Плакала даже ведущая Ольга Остроумова. У меня нет оснований утверждать, что она кривила душой: истории действительно были трогательные, слезные, романтичные. Валерий Комиссаров в таких случаях кроит жалостную мину и выдает моралите, в которой, на мой взгляд, герой не нуждается.

«Сказки о любви» хороши тем, что в историях этих нет шокирующих и невероятных подробностей, нет наставлений и советов (ведь очевидно: «Сказка – ложь, да в ней намек…»), а конец все-таки везде добрый.

Отрадно слышать, как пожилая актриса, помещенная дочерью в дом престарелых, все равно любит ее, обожает своих внуков, нянечек, комнатные цветы и потому счастлива. Отрадно, когда супруги празднуют серебряный юбилей со дня свадьбы. И когда мужчина, отсидевший в тюрьме, жалеет об этом потерянном времени и просит у Бога еще только десять лет, чтобы поставить на ноги троих внуков. Каждый рассказ, каждый герой твердит и множит одну оптимистическую идею: что бы ни случалось, время лечит, судьба благоволит, а жизнь возрождается со всей неизбежностью, как весна естественно и неизбежно сменяет зиму.

Не хочу думать, что меня снова надули.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow