СюжетыОбщество

КАТАСТРОФА. КТО ВИНОВАТ?

Этот материал вышел в номере № 47 от 04 Июля 2002 г.
Читать
Таких бы дней, да не переживать вовсе... Вторник, 2 июля. По телевизору сообщают об авиакатастрофе башкирского самолета «Ту-154» над Боденским озером в Германии. Самое страшное – погибли дети... Шок, и шок серьезный. Тем не менее...

Т

аких бы дней, да не переживать вовсе... Вторник, 2 июля. По телевизору сообщают об авиакатастрофе башкирского самолета «Ту-154» над Боденским озером в Германии. Самое страшное – погибли дети...

Шок, и шок серьезный. Тем не менее репортерская привычка берет верх, и все остальные дневные заботы отступают на второй план – сижу у телевизора с блокнотом в руках. В студиях различных телеканалов, как по команде, появляются эксперты, на разные голоса озвучивающие одну и ту же схему:

1. Российские самолеты – старье. Неизвестно как вообще в воздух поднялись, а уж о техосмотрах и мечтать не приходится.

2. Российские пилоты – низкоквалифицированные недоучки, не знающие английского и не умеющие по радио двух слов связать с наземным контролем.

3. Радио на борту у российских лайнеров все время выходит из строя. Потому что швейцарские диспетчеры три или четыре раза, мол, велели борту снижаться, а он то ли не понял, то ли не отреагировал...

Дорогие читатели, не спешите вскидывать кулаки в праведном гневе: «Наших бьют!». Следует учитывать два момента: во-первых, общеизвестно, что в последние годы, увы, авиакатастрофы российских лайнеров участились и многое из того, в чем обвиняют иностранцы российские авиапредприятия, – правда. Поэтому, когда происходит очередная авария, в первый момент уж, скорее, подумают о тех, о ком уже думать привыкли. Независимо от политических или национальных пристрастий.

Во-вторых, не следует забывать, что другие предполагаемые виновники происшествия, швейцарцы, естественно, стали сразу же заявлять, что они тут ни при чем, и предъявлять в доказательство записи переговоров.

Тем не менее все эти соображения перекрываются новыми сообщениями. Вот на экране российский специалист, утверждающий, что: а) самолет выпущен в 1994 году; б) пилот вот уже одиннадцать лет летает именно на международных рейсах; в) совсем недавно самолет прошел техосмотр без сучка и задоринки; г) пару месяцев назад командир борта сдал очередной экзамен на знание английского. Следует заметить, что перевод на немецкий был дан чуть ли не дословный, искажений не было.

За этим выступлением следует информация о том, что в пленках, предоставленных швейцарской стороной, наблюдаются несоответствия: диспетчер не просто трижды повторил приказ сменить высоту, а просто задергал пилота – то вверх лети, то вниз. Приказ же пилоту немецкого борта последовал почему-то на удивление поздно. Об этом компания Skyguide почему-то промолчала. Что же будет теперь? Изменится ли тон у «экспертов-аналитиков»?

Ничуть. Да, говорят они, наверное, этот самолет был новый и хороший. А экипаж, наверное, знал все-таки английский настолько, чтобы понять приказ «down». Тем не менее, продолжают они, российские самолеты – старье, российские летчики – неучи... ну и так далее, по той же схеме, причем часть «специалистов» почему-то упорно называет Башкирию Белоруссией. Вот тут уже можно разозлиться.

Понятно, что брать на себя вину за такой ужас никому неохота, так еще и, не дай Бог, докажут, что диспетчеры напортачили: после 11 сентября 2001 года у авиакомпаний и так глубочайший кризис — люди боятся летать. А уж если станет известно, что это не террористы, а диспетчеры… сами понимаете, что станет с акциями этих фирм. Бизнес — жестокая вещь: каждый за себя.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow