СюжетыОбщество

УСЛОВНЫЙ ПРИГОВОР УСЛОВНОГО СУДА

Этот материал вышел в номере № 46 от 01 Июля 2002 г.
Читать
Российский суд зарвался. Иначе не скажешь. Абсурдный приговор, вынесенный красноярскому авторитету Быкову судьей Мещанского суда Москвы Владимиром Никитиным, можно считать жирной точкой в истории отечественного судопроизводства. До сих пор...

Р

оссийский суд зарвался. Иначе не скажешь. Абсурдный приговор, вынесенный красноярскому авторитету Быкову судьей Мещанского суда Москвы Владимиром Никитиным, можно считать жирной точкой в истории отечественного судопроизводства. До сих пор на свободу отпускали только проворовавшихся чиновников и неудавшихся шпионов. Теперь в список лиц, заслуживающих снисхождения, попал криминальный авторитет, уличенный в подготовке убийства.

Нелепость последних судебных решений наверняка станет новой темой для анекдотов. Прокуратуре остается только разводить руками. Кризис судебной власти, начавшийся после политических процессов телеканалов НТВ и ТВ-6, привел к не менее скандальным приговорам по делам сугубо уголовным.

Нынешний судебный произвол, по общему мнению ведущих отечественных юристов, вполне закономерен. Включив однажды судебную власть в большую политику, трудно ждать от нее профессиональной объективности. Если можно отпустить на свободу министра юстиции, дав ему девять лет условно, то почему этого же нельзя сделать для приятного во всех отношениях уголовного авторитета?

Лучший пример закрепления особого статуса российских судей — процесс бывшего председателя совета директоров Красноярского алюминиевого завода Анатолия Быкова. «Новая газета» уже писала о подробностях этого дела. Напомню: следствие, собрав неопровержимые улики подготовки Быковым убийства своего бывшего друга Вилора Струганова, представило их на рассмотрение суда. Суд счел доказанной вину Быкова в организации покушения на убийство, руководстве подготовкой к покушению, а также хранении оружия. Прокурор, сверившись с Уголовным кодексом, затребовал для заказчика несостоявшегося убийства девять лет колонии. Судья дал шесть с половиной – условно.

По словам очевидцев, реакция на приговор была шоковой. Спокойствие сохраняли только два человека: сам осужденный и новый «герой дня» судья Никитин. Защита Быкова, судя по озадаченному виду его адвокатов, условного наказания не ожидала. Прокуратура – тем более. Общее мнение выразила потом вице-спикер Государственной Думы Любовь Слиска: «Напрашивается вывод: либо суд так запугали, что он вынес подобное решение, либо тут свою роль сыграли огромные деньги».

Обвинение в коррупции, озвученное вторым лицом российского парламента, – вещь серьезная. Просто так такие заявления не делаются. Вот только версия взятки в данном случае довольно сомнительна. Слишком уж рискованно брать деньги у такого известного человека, как Быков, да еще под пристальным вниманием генпрокурора. Держать дело Быкова под особым контролем Владимиру Устинову поручил сам Путин.

Другое дело, если на стороне Быкова в дело вмешался еще кто-то. Или сама судебная власть решила доказать свою реальную независимость и беспредельные возможности. Взять да и освободить Быкова наперекор всем, самим фактом условного приговора демонстративно отвесив оплеуху всемогущему генпрокурору Устинову.

Возможно, вскоре мы будем отмечать дату окончания суда над красноярским авторитетом как день рождения новой силовой структуры – судебной. А у силовиков всегда были свои, сугубо ведомственные интересы. К примеру, «подставить» прокуратуру. Или, наоборот, откровенно ей подыграть – в зависимости от текущей политической обстановки.

В любом случае, по мнению ведущих российских юристов, исход дела Быкова мог быть предрешен задолго до первого судебного заседания. Главная интрига процесса почему-то осталась за кадром. Мало кто обратил внимание на то, сколько усилий приложили защитники Анатолия Быкова из Госдумы и Совета Федерации, чтобы перетащить его дело из Тушинского межмуниципального суда в Мещанский суд города Москвы. Так упорствуют только в том случае, если в облюбованном суде имеется «свой» судья. А «своего» незачем запугивать и подкупать. Он и так может принять любое решение – «по дружбе».

Ближайшим следствием фактического оправдания Быкова станет серьезное осложнение криминальной обстановки в успокоившемся было Красноярске. За долгое отсутствие главного городского авторитета многие доходные места Толи Быка «утекли» в другие, не менее криминальные руки, а потому новый передел легальной собственности и теневой власти просто неизбежен. Сколько новых Стругановых пострадает в будущих криминальных разборках, не знает никто. Зато можно с уверенностью предсказать, что теперь, договариваясь об устранении конкурентов с очередным коллегой неудавшегося киллера Василенко, Быков будет вести себя гораздо осторожнее. Во всяком случае, в тюрьме «Лефортово» он наверняка излечился от сентиментальной привычки оставлять живых свидетелей.

А в долгосрочной перспективе приговор судьи Владимира Никитина будет иметь гораздо более серьезные последствия. Российское право давно уже стало прецедентным. Теперь ссылка на решение Мещанского суда позволит десяткам других судей подводить под условные сроки не только видных уголовных авторитетов, но и вполне заурядных убийц и насильников. Тогда российским парламентариям уже не придется ломать голову над судебной реформой. Новая машина судопроизводства никаких реформ не потерпит.

Остановить волну судебного произвола можно. Довести до логического конца протест по приговору Быкова. Кстати, на этом настаивает не только обвинение, но и депутаты российской Госдумы Сизов, Дорогин, Пузановский, Бурдуков, Илюхин, Щекочихин, Гришанков, Майтаков, Томов и Останин. А председатель Комитета Госдумы по борьбе с коррупцией Александр Гуров высказался по поводу дела красноярского авторитета достаточно определенно: «Решение Мещанского суда по делу Анатолия Быкова — издевательство над демократией и судебной системой». Потом разобраться с медицинским освидетельствованием Буданова. Освободить призывников, получивших реальный срок за точное следование Конституции, гарантировавшей им право на альтернативную службу. Пересмотреть скандальное дело Пасько. Словом, создать прецедент безукоризненного выполнения законов. А для верности ограничить беспредельную независимость судей хотя бы рамками здравого смысла.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow